учебно-производственных работ группы №
на 200 200 учебный год
Профессия ______________________________ Курс ____________________
Время (месяц) изучения темы | № тем программы | Наименование тем программы | Время на изучение темы (подтемы) в часах, минутах | Учебно-производственные работы | Сложность работ (разряд) | Рабочая норма времени | Ученическая норма времени | Количество работ (шт.) на одного | Отметка о выполнении | ||||
Всего | В том числе | наименование | № деталей, чертежей | ||||||||||
На инструктаж | На упражнения | На производственную деятельность | |||||||||||
Мастер производственного обучения ____________________________________
Старший мастер _________________________________________
Частная методика, как правило, состоит из введения и подтемных разработок (основной части).
Во введении приводятся характеристики профессий, раскрываются основные учебные и воспитательные задачи, вопросы взаимосвязи производственного обучения со специальными и общетехническими предметами. Указываются исходные позиции, положенные в основу разработки частной методики, современные методы и средства обучения, способы рациональной организации учебно-воспитательного процесса, активизации познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся.
Основная часть содержания частной методики охватывает все периоды обучения и разрабатывается, как пра-иило, применительно к темам, а для больших по объему тем (свыше 60-80 час.) - к подтемам курса.
В качестве основных можно рекомендовать следующую примерную схему разработки по теме (подтеме) учебной программы:
- характеристика темы (подтемы);
- планирование изучения темы (подтемы);
- рекомендации по выбору учебно-производственных работ, рабочих мест, оборудования и инструментов и т.п.;
- учебно-техническая документация, применяемая при изучении темы (подтемы);
- методические рекомендации по организации и методике проведения занятий.
По наиболее сложным и интересным в методическом отношении вопросам в качестве примеров могут быть дины поурочные планы уроков.
В рекомендациях по каждой теме (подтеме) необходимо особое внимание уделять раскрытию методов обучения.
В частных методиках приводятся чертежи, рисунки и фотографии трудовых приемов и приспособлений новаторов в передовом производстве, а также схемы, таблицы, графики, требования безопасности труда.
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
Под опорными конспектами понимается дидактический материал, состоящий из рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем, цифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними и отображающий только главное в изучаемом материале, подавая его в целостном виде.
Опорные конспекты (сигналы) используются в процессе передачи, усвоения и закрепления учебного материала. Такого рода конспекты предназначены для передачи новых знаний, закрепления, текущего контроля, формирования и повышения познавательной активности учащихся. Разрабатываются и используются опорные конспекты в том случае, когда информацию (учебный материал) можно закодировать экономным способом.
Вышеобозначенные конспекты (сигналы) строятся на принципах неожиданности и экономичности. Они помогают учащимся мыслить образами, развивать мыслительную деятельность, экономить время и силы, уменьшая нагрузку на память, приобретать навыки самостоятельной работы.
Основные принципы разработки опорных конспектов
1. Отбор фактического материала. Этот этап играет огромную роль в плане повышения профессионального мастерства.
Подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются исторические справки, примеры из жизни, техники, производства, практической деятельности, а также высказывания известных ученых.
2. Выделение ядра, основных понятий. Выбирается
основное в подобранном материале, отбрасывается второстепенное, несущественное.
3. Разработка опорных сигналов. Из главных мыс
лей и выводов выбираются или формулируются преподавателем только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие запомнить весь материал.
4. Составление опорного конспекта. Преподаватель на листе бумаги располагает весь подробный материал (опорные сигналы), выраженный в графической и символической форме во всех взаимосвязях.
По структуре опорные конспекты составляются обычно из четырех-пяти отдельных или иногда взаимосвязанных между собой блоков. Элементы конспекта должны вызывать у учащегося ассоциации с явлениями окружающей среды.
Такие конспекты должны выполняться обязательно и цвете. Использование одноцветных опорных конспектов резко снижает их восприятие. Цвета можно использовать самые разные. Обычно основные моменты, на которых надо сконцентрировать внимание, выделяются красным цветом. В цветовой гамме также можно осуществлять логическую взаимосвязь явлений.
Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения. Он не должен содержать избыточное количество рисунков, схем, символов, иначе восприятие такого конспекта резко снижается.
К шрифту при изображении вышеназванных конспектов предъявляются следующие требования:
- удобочитаемость;
- четкость;
- простота графических форм.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основу учебно-методического обеспечения составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.
Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса включаются в следующем:
- повышают степень наглядности, делают доступным
для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- помогают удовлетворить и в максимальной степени
развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала;
- являются источником информации, освобождая преподавателя, мастера от большего объема чисто технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня;
- являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Типы и виды средств обучения приведены на рис. 3 (с. 25).
Рассмотрим основные средства обучения.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Важнейшим источником знаний учащихся служит учебная литература.
Учебник материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Это еще и средство планирования, подготовки и проведения обучения, стимулирования, упражнений и самоконтроля, координации и самореализации трудозатрат и т.д.
Создание учебников, наиболее полно отвечающих требованиям (наличие заданий, упражнений, проблемных ситуаций, контрольных вопросов и т.д.), - задача, решить которую могут авторские коллективы, способные учесть не только информационную функцию учебника, но и функцию руководства.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что организация работы по созданию таких авторских коллективов и изданию учебников должна осуществляться на федеральном и региональном уровнях при заинтересованном участии учебных заведений. Можно рекомендовать подготовку учебников, состоящих из двух частей, - инвариантной для нескольких профессий.
Рис. 3. Классификация средств обучения
Учебники, сборники задач (упражнений) и справочники с помощью текста и графических изображений передают самую разнообразную информацию, начиная от обзора литературного героя и заканчивая описанием сложных физических явлений и производственных процессов.
Учебник служит средством для самостоятельной работы учащихся по усвоению знаний во внеурочное время или на уроке, когда преподаватель дает задание изучить нетрудный материал без предварительного объяснения и т.п. Особую роль играют учебники на начальном этапе освоения умений и навыков.
На основании материала учебника преподаватель (мастер) передает учащимся информацию во время урока в соответствии с учебной программой.
Сборники задач необходимы учащимся для выполнения практических заданий как на уроке, так и дома. С их помощью можно составлять карточки, выдавать индивидуальные задания и проводить самостоятельную или контрольную работу.
Наиболее популярны среди преподавателей и мастеров УНПО такие сборники задач (упражнений), в которых приведены решения. В случае затруднения можно подробно проанализировать ход решения и предложить учащимся решить самостоятельно аналогичную задачу, j Умение учащихся работать со справочной литературой не менее важный фактор для получения знаний. Это позволяет учащимся индивидуально решать определен-1 ные технологические задачи, которые неизбежно вста-1 нут перед ними на производстве.
Отдельные учебные пособия разрабатываются преподавателями и издаются для одного или нескольких учебных заведений. Это могут быть конспекты лекций, опорные конспекты, сборники задач, контрольных вопросов и др. Обязательно предусматривается рецензирование таких пособий, их проверка на практике.
Ряд учебных пособий имеет характер методических указаний. Для преподавателей составляются такие указания по подготовке и оформлению учебных пособий, методических разработок, по ведению учебной документации, по организации курсового проектирования, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, планированию учебной и воспитательной работы и т.д.
Составляются методические указания и для учащихся по выполнению лабораторных и практических работ, контрольных работ, подготовке к экзаменам, зачетам и итоговой Государственной аттестации и т.п. Эти рекомендации составляются преподавателями и рассматриваются на заседаниях методических комиссий.
Большой объем методической работы преподавателей связан с разработкой средств обучения в целях обеспечения усвоения учащихся содержания обучения. Это проблемные вопросы, ситуации, сценарии деловых игр, контрольные вопросы и задания, тесты, наглядные пособия и др. Выполнение этой работы - задача преподавателя (группы преподавателей, работающих по одной и той же профессии).
Применение плакатов в учебном процессе позволяет экономить время ка уроке, быстро подавать необходимую информацию. С помощью учебного плаката можно организовать самостоятельную работу учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Так, большую помощь мастеру оказывают плакаты с изображением конструкций станков, машин и механизмов. Он должен занимать в кабинете одно из самых удобных мест м быть доступным для учащихся и преподавателя (мастера).
Учебные плакаты передают образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию, могут содержать справочный, инструкционный, инструкционно-технологический и другой текстовый материал, сообщения для недоступных для наблюдения объектах и процессах. Все это можно использовать в сочетании с другими средствами обучения.
Плакаты, содержащие формулы, определения, служат гири ночным материалом, а во время самостоятельной работы помогают преподавателю включить в работу даже тех учащихся, которые не совсем хорошо освоили ранее пройденный материал.
Содержание каждого плаката должно строго соответствовать тематике, определенной заголовком, и по возможности быть простым. Элементы рисунка, не раскрывающие существа иллюстрируемого объекта, давать не следует. В тех случаях, когда мелкие детали имеют существенное значение, их сохраняют на плакате, сопровождая дополнительным изображением в крупном масштабе.
Инструкционная карта представляет собой руководство, с помощью которого учащийся самостоятельно может изучить устройство и действие какого-либо объекта, ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения.
Карта позволяет учащимся ознакомиться с основными элементами устройства, в определенной последовательности разобрать и собрать его, освоить пуск и остановку, отрегулировать режимы работы. Инструкционные карты широко применяют при упражнениях на тренажерах и работах на промышленном и лабораторном оборудовании.
В сочетании с плакатом она является эффективным средством обучения при изучении натуральных объектов, так как помогает теснее увязать абстрактные представления с конкретными понятиями.
И'нструкционно-технологическая карта от технологической отличается тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Качественная реализация требований ГОС НПО связана с созданием современных средств контроля качества подготовки учащихся, выпускников. При этом по предмету должна быть подготовлена программа (технологическая карта) контроля, ориентированная на проверку степени достижения требований стандарта в реально учебном процессе. В эту программу должны быть включены планируемые формы промежуточной аттестации учащихся - контрольные работы, зачеты по отдельным темам, разделам (тематический, рубежный контроль), зачетные уроки по практическим, лабораторным занятиям.
Эти формы контроля (как и экзамены, зачеты по предметам, итоговая Государственная аттестация) обеспечиваются составлением перечней контрольных вопросов, формированием эталонов ответов (алгоритмов выполнения тех или иных действий), разработкой процедуры контроля, средств его проведения. Предпочтение во многих случаях отдается вопросам тестового характера, позволяющим наиболее объективно оценить достижения учащихся.
Разработка средств контроля возлагается на преподавателей с обеспечением согласования всех планируемых форм контроля по изученным предметам данной профессии. Также должна быть предусмотрена экспертиза (на основе межпредметности обучения), контроль заданий, вопросов, ситуационных задач другими преподавателями, работающими по данной профессии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение Каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме учебной программы должно быть обеспечено оптимальным минимумом необходимых средств обучения.
Различные средства обучения имеют различные назначения, дидактические функции и возможности. Комплексность в методическом оснащении учебно-воспитательного процесса предлагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций (возможностей), учебных ситуации и их применения. Преимущественные дидактические функции, возможности наиболее распространенных средств обучения для теоретического и производственного обучения и наиболее типичные ситуации их применения отражены в таблице 2.
Таблица 2
Дидактические функции распространенных средств обучения и их применение
Средства обучения | Преимущественные дидактические функции | Типичные учебные ситуации применения |
Натуральные наглядные пособия | Позволяют дать точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству, регулировке, настройке изучаемых объектов, процессов, явлений | Демонстрация и самостоятельное изучение устройства, назначения свойств, способов применения, регулировки, наладки и т.д. |
Изобразительные пособия: плакаты, таблицы, схемы, фотографии и т.д. | Передают информацию в образной графической, схематической цифровой форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, качественные и количественные зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений | Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей |
Модели | Позволяют изучить принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии | Демонстрация и самостоятельное изучение принципов действия, взаимодействие составных частей, кинематических цепей механизмов |
Макеты, муляжи | Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме, мерах, масштабных соотношений частей изучаемых объектов | Демонстрация и самостоятельное усвоение общих сведений об изучаемых объектах |
Экранные пособия: учебное кино, видеозаписи | Раскрывают процессы и явления в динамике их развития. Позволяют изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда, являются средством наглядности и самостоятельным средством информации | Изучение быстро или медленно протекающих процессов, недоступных непосредственному восприятию, внутреннего устройства машин, механизмов, установок, изучение циклических процессов, видеозапись и анализ собственных действий |
Диафильмы | Позволяют воспроизводить системы взаимосвязных изображений, построенных в соответствии с логикой изложения учебного материала. Являются средством наглядности и самостоятельным источником информации | Изучение взаимосвязных объектов, процессов, действий, движений |
Диапозитивы | См. «Плакаты» | |
Транспаранты (кодограммы) | Позволяют через кодоскоп передавать увеличенные сложные изображения, а также демонстрировать плоские прозрачные модели механизмов, показывать опыт «на просвет» | Демонстрация изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений и т.д. в смоделированной форме |
Фазограммы (наложение транспарантов) | Позволяют воспроизводить через кодоскоп сложные изображения «по фазам» путем наложения нескольких транспарантов друг на друга | При необходимости последовательной демонстрации изображений от части к целому |
Дидактические материалы для работы учащихся: карточки-задания, обзорно-повторительные таблицы, тесты, материалы на печатной основе | Позволяют быстро предъявлять учащимся различные учебные задания, формы для заполнения при самостоятельном изучении, закреплении и применении учебного материала | Самостоятельное изучение, закрепление, повторение, систематизация учебного материала, упражнения, лабораторно-практические работы, контроль знаний и умений |
Звукозапись | Позволяет воспроизводить различные звуковые характеристики (шумы, стуки, ритмы) работающих машин, механизмов | Демонстрация и обработка приемов слуховой диагностики и регулировки машин и механизмов, проведение спец. занятий и упражнений по развитию технического слуха учащихся |
Тренажеры | Моделируют устройство и функции технических объектов, способствуют ориентировке учащихся при переходе от изучения теории к практике, создают возможность приблизить учащихся к реальной производственной обстановке | Отработка трудовых умений и навыков обслуживания сложного производственного оборудования в учебных условиях |
Тренировочные устройства | Облегчают формирование первоначального умения, выполнение двигательного приема, являются эффективным средством развития самоконтроля | Отработка первоначальных умений в облегченных условиях на начальных этапах изучения приемов, операций |
Инструкционные карты | Содержат инструкционные указания и пояснения о правилах, последовательности и технических требованиях к выполнению трудовых приемов | Изучение в процессе производственного обучения трудовых приемов, операций и видов работ |
Технологические карты | Раскрывают технологическую последовательность выполнения, содержат инструкционные указания и технические требования к технологическим переходам, отражают технические средства и режимы выполнения работ | Выполнение работ |
Задания для лабораторно-практических работ | Раскрывают общие теоретические сведения о сущности исследуемого или проверяемого процесса или явления, средства и порядок выполнения ЛПР, способы фиксирования результатов и выводов | Проведение ЛПР иллюстративного и исследовательского характера |
Педагогические программные средства вычислительной техники (ПО ЭВМ) | Позволяют индивидуализировать процесс обучения, осуществлять его в диалоговом режиме с ЭВМ, моделировать процессы и явления в динамике | Самостоятельное изучение учебного материала, закрепление, повторение, и систематизация, контроль знаний и умений |
Особое место среди средств обучения занимают технические средства обучения (ТСО).
К ТСО относятся носители учебной информации, а также технические устройства для предъявления этой информации. Носителями учебной информации ТСО являются кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), | звукозаписи, телевизионные учебные программы, компью-1 терные учебные программы, компьютерные учебные программы - ППС, тренажерные программы.
К техническим средствам относится различная проекционная звуковоспроизводящая аппаратура: кинопроекторы, видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), магнитофоны; тренажеры; технические средства контроля; устройства для программированного обучения, персональные компьютеры со всеми их дополнительными устройствами и др.
Широкое применение ТСО в процессе обучения обусловлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся; во-вторых, необходимостью повышения производительности труда преподавателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения; в-третьих - широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих ТСО.
Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном процессе. ТСО, как правило, используются в обычном учебном кабинете (учебной мастерской) по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими средствами и формами учебной работы.
Вместе с тем применение ТСО, когда часть функций преподавателя, мастера, передается им, определенным об-})ii:iom влияет на организацию и методику учебного процесса. Также применение ТСО существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководство ею.
Слово преподавателя, мастера, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть основным источником информации. Уменьшаетсяудельный вес устного опроса на уроке - его в значительной степени заменяет работа учащихся с применением им контролирующих машин, экзаменаторов, компьютеров. В деятельности преподавателя большой удельный
вес приобретает (а в ряде случаев и преобладает) руководство познавательной деятельностью учащихся.
Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя, мастера производственного обучения в руководстве учебным процессом. В процессе обучения не только формируются знания и умения учащихся, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя, мастера на них, в результате чего формируется мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому ведущей фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет преподаватель, мастер производственного обучения. Все ТСО, в том числе и так называемые «обучающие машины» - лишь орудие в руках педагога, увеличивающее его возможности воздействия на учащихся.
В настоящее время на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения, имеющая более широкий спектр дидактических возможностей.
Раскрыть дидактические возможности средств обучения - значит определить, в каких учебных ситуация? наиболее предпочтительно использовать то или иное средство обучения для организации познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока и во вне урочное время. Определить же место конкретных средств обучения в системе урока можно только после сопоставительного анализа их возможностей с содержанием учебного материала.