1. Учебная и учебно-методическая документация | |||||||||
№ пп | Наименование документа | Год утверждения (составления). Кем утвержден (составлен) | Когда получен (составлен, разработан) | Примечание | |||||
Документы государственного стандарта профессионального образования | |||||||||
Учебный план (модель, примерный рабочий) | |||||||||
Учебная программа (примерная рабочая) | |||||||||
Комплект перспективно тематических планов по предмету | |||||||||
Перечень учебно-производственных работ по профессии | |||||||||
Перечень оснащения учебного кабинета | |||||||||
Норматив на оснащение учебной мастерской (лаборатории, учебного полигона, учебного хозяйства) | |||||||||
Комплект карточек-заданий (тестов) | |||||||||
Комплект заданий для контрольных работ | |||||||||
Комплект заданий-инструкций для проведения ЛПР | |||||||||
Комплект педагогических программ, средств для компьютера | |||||||||
Комплект инструкционных карт | |||||||||
Комплект рабочих чертежей, монтажных схем и др. | |||||||||
Комплект инструкционно-технологических (технологических) карт на типичные учебно-производственные работы и др. | |||||||||
2. Учебная литература по предмету (профессии) | |||||||||
№ пп | Вид учебной литературы | Автор, наименование, кем и когда издано | Отметка о наличии, количество | Планируемый срок приобретения, разработки | Ответственный | Отметка о приобретении | |||
Учебник | |||||||||
Учебное пособие | |||||||||
Комплект конспектов | |||||||||
Справочник | |||||||||
Сборник задач и упражнений | |||||||||
Сборник инструкционных карт по профессии (руководство по обучению профессии) | |||||||||
Сборник заданий, инструкций для выполнения ЛПР | |||||||||
Сборник тестов по предмету | |||||||||
Альбом рабочих чертежей | |||||||||
Альбом карт технологического процесса и т.п. | |||||||||
Рабочая тетрадь | |||||||||
Руководство по эксплуатации оборудования (паспорт) | |||||||||
3. Дидактические средства обучения по предмету (теоретическое обучение) | |||||||||
№ пп | Узловые вопросы содержания учебного материала темы (раздела) учебной программы, предмета | Вид и наименование основных средств обучения | Отметка о наличии, количество | Планируемый срок приобретения, разработки, изготовления | Ответственный | Отметка о приобретении и изготовлении | |||
Тема № ……………. | |||||||||
4. Дидактические средства производственного обучения | |||||||||
№ пп | Темы (подтемы) программы. Количество часов. Год утверждения | Вид и наименование основных средств обучения | Отметка о наличии, количество | Планируемый срок приобретения, разработки, изготовления | Ответственный | Отметка о приобретении и изготовлении | |||
Тема № …………… час | |||||||||
5. Методические пособия для преподавателя (мастера) | |||||||||
№ пп | Вид методических пособий | Автор, наименование, кем и когда издано | Отметка о наличии, количество | Планируемый срок приобретения, разработки | Ответственный | Отметка о приобретении | |||
Частная методика | |||||||||
Подтемные методразработки | |||||||||
Сборник дидактических материалов | |||||||||
Материалы о передовом педагогическом опыте по предмету | |||||||||
Сценарии дидактических деловых игр | |||||||||
Материалы НТПИ и т.п. | |||||||||
Таким образом, паспорт УМО позволяет создать условия для подлинно научного подхода к планированию, созданию, учету и контролю УМО педагогического процесса.
|
|
|
|
2. Рекомендации по разработке средств обучения
Средства обучения для профессиональных учебных заведений разрабатываются и выпускаются частично централизованно, частично – непосредственно в учебном заведении собственными силами или в кооперации с другими образовательными учреждениями.
За последние 10-12 лет централизованный выпуск средств обучения для профессиональных учебных заведений значительно сократился. Таким образом, значительная часть необходимых средств обучения в обозримом будущем будет разрабатываться и изготовляться, в учебных заведениях собственными силами.
Учебные заведения профессионального образования имеют богатое учебно-материальное оснащение, в них работают опытные педагогические кадры, они обеспечены достаточным количеством рабочей силы – учащимися, которые в порядке кружковой работы и технического творчества, даже в процессе производственного обучения, в различных пределах могут многое сделать для укрупнения и расширения учебно-материальной базы учебного процесса. Все это обеспечивает благоприятные возможности для комплексного системного обеспечения учебно-воспитательного процесса учебно-методической документацией и средствами обучения.
Сборники дидактических материалов разрабатываются преподавателями-предметниками и являются рабочими документами-накопителями дидактических материалов, используемых в процессе изучения материала учебного предмета. Такие сборники разрабатываются и пополняются по ходу процесса и являются, как правило, личным документом его разработчика-составителя.
Материалы, включаемые в сборники дидактических материалов, должны по своему содержанию и названию соответствовать требованиям-критериям системного подхода к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Предлагаем примерный перечень дидактических материалов, которые могут быть включены в сборник:
- образцы или (комплекты) перспективно-тематических планов изучения предмета;
- образцы планов урока;
- перечень контрольных вопросов по основным темам предмета;
- задания для проведения контрольных упражнений
и самостоятельных работ учащихся на уроках, а также
для выполнения домашних учебных работ;
|
|
- карточки-задания;
- учебные (систематизационные, обзорно-повторительные, структурные) таблицы-схемы, разработки (эскизы) оригинальных наглядных пособий, транспарантов для графопроекторов, сценарии «деловых игр» и т.п.;
- варианты текущих и итоговых контрольных работ по предмету;
- экзаменационные вопросы (билеты) по предмету и др.
Рассмотрим особенности дидактических материалов, включаемых в сборник.
1. Перспективно-тематические планы
В сборники дидактических материалов включаются, как правило, полные комплекты перспективно-тематических планов, разрабатываемых преподавателем-составителем сборника. Они служат рабочим материалом при подготовке к занятиям, а также образцами при переработке, новой разработке этого документа (при изменении учебной программы).
Для разработки перспективно-тематических планов возможно пользоваться следующей примерной формой (см. с. 18).
3. Планы уроков
План урока – это учебный документ, раскрывают последовательно структуру урока (соответственно перспективно-тематическому плану), виды учебно-познавательной деятельности учащихся, а также применяемые методы, формы обучения и т.д.
Форма написания плана урока отражает последовательность его проведения. Стандартных форм планов уд ков не может быть, т.к. форма урока и его последовательность изменяются в зависимости от типа урока, содержания урока, методов, средств, форм обучения учащихся, При разработке плана урока возможно использовать следующие примерные схемы построения планов ypoка для теоретического (форма 3) и производственного (форма 4, с. 45) обучения.
В сборник могут включаться принятые в учебном заведении типовые схемы планов уроков; образцы-примеры планов нетрадиционных уроков: эвристическая бecеда с учащимися; урок-семинар; урок- деловая игра, урок лекция.
Форма 3
Примерная схема построения плана урока теоретического обучения
Тема урока _____________________________________________________________
Количество часов _______________________________________________________
Цели урока:
1. Обучающая __________________________________________________________
|
|
2. Развивающая ________________________________________________________
3. Воспитывающая ______________________________________________________
Оборудование ___________________________________________________________
Этапы занятия:
Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
Домашнее задание (указать содержание): ____________________________________
Форма 4
Примерная схема построения плана урока производственного обучения
1. Тема программы ______________________________
2. Тема урока _____________________________________
3. Цели урока_____________________________________
4. Тип урока:
• урок изучения трудовых приемов и операций;
• урок изучения трудовых процессов и комплексов операций;
• урок проверки практических знаний, умений и навыков.
5. Организационные формы:
• индивидуальное обучение;
• парное;
• бригадное;
• фронтальное.
6. Методы обучения.
7. Методическое оснащение:
• техническое;
• УМО.
8. Межпредметные связи (интеграция).
9. Вводный инструктаж:
• организационный момент;
• актуализация опорных знаний;
• инструктирование учащихся по теме урока;
• закрепление материала урока;
• тренировочные упражнения.
10. Текущий инструктаж:
а) обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:
• подготовки рабочих мест и начала работы;
• соблюдения технологии выполнения работ;
• соблюдения правил безопасности труда;
• качества выполнения работ;
б) прием и оценка выполненных работ;
в) уборка рабочих мест.
11. Заключительный инструктаж. Подведение итогов урока с анализом:
• выполнения планового задания;
• соблюдения технологии и техники безопасности.
Аргументация оценок за урок.
Домашнее задание.