Частные принципы управления

Частными принято называть принципы управления, относящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно выделить две подгруппы.

принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Сюда входят принципы планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.

принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика),

1. Для характеристики первой подгруппы используем, в качестве примера принципы организации и учета. Среди принципов организации выделяют принципы приоритета, принципы соответствия и принципы формирования процесса организации (табл. 2.1).

В состав принципов приоритета входят принципы приоритета цели, приоритета функций над структурой при создании организаций, приоритета структур над функциями в действующих организациях, приоритета субъекта управления над объектом управления при создании структурного подразделения, приоритета объекта управления над субъектом управления для действующих организаций.

К принципам соответствия относятся: принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

2. Для характеристики второй группы частных принципов управления рассмотрим принципы кадровой политики. В системе принципов организацией осуществления кадровой политики можно выделить несколько различных групп. Наиболее показательными из них являются группа принципов построения системы управления персоналом и группа принципов подбора кадров (табл. 2.2).

Формирование системы управления персоналом организации осуществляется на основании следующих принципов: адекватности функций управления персоналом целям, функционирования, первичности функций управления персоналом, оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом, оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации, потенциальных имитаций.

В процессе подбора кадров необходимо учитывать следующие основные принципы: принцип ситуации, принцип совместимости, принцип сочетания, принцип компенсации и принцип динамизма.

Рассмотренные выше принципы представляют собой лишь небольшую часть системы частных принципов управления.

Таблица 2.1 Частные принципы управления отдельных функций управления: организации и учета

Принципы Содержание принципов
Организации
Приоритета
Приоритета цели В системе цель–задача–функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и потом функция
Приоритета функций над структурой при создании организаций При проектировании и создании новых организаций необходимо обеспечить реализация конкретных функций. Если нет возможности сформировать набор структурных подразделений организации в соответствии с набором функций, то рассматриваются иные варианты построения организации, исходя из приоритета цели, достижению которой должны служить вышеупомянутые функции
Приоритета структур над функциями в действующих организациях В сформировавшихся и нормально функционирующих организациях недостающие элементы системы постепенно появляются, а лишние постепенно отмирают. Поэтому действующие организации в состоянии осуществлять лишь ограниченный диапазон функций. В случае выхода за рамки указанного диапазона организация не всегда сможет обеспечить решение стоящих перед ней задач.
Приоритета субъекта управления над объектом управления в формирую-щихся организациях В процессе создания организации ее учредители самостоятельно избирают в соответствии со своими потребностями и возможностями трудовой коллектив, характер деятельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации
Приоритета объекта упра-вления над субъектом для действующих организаций Руководители всех уровней управления организации должны назначаться в соответствии с характеристиками и потребностями конкретных структурных подразделений.
Соответствия
Соответствия поставленной цели выделенным ресурсам Каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических, информационных и человеческих ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели.
Соответствия распоряди-тельс-ва и подчинения Каждый сотрудник должен иметь только одного линейного руководителя и любое количество функциональных руководителей
Соответствия эффективности производства и экономичности В каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Установлено правило – любые дополнительные затраты организации должны быть оправданы предполагаемым или фактическим повышением эффективности ее функционирования
Оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления Чрезмерно малые и чрезмерно большие организации функционируют гораздо менее эффективно, чем организации, имеющие средний размер. Т.е., размер организации должен оптимально соответствовать ее целям и задачам, характеру деятельности, специфике рынка и т. п.
Построение процесса организации
Приоритетности цели Преимущественная направленность на достижение поставленной цели, а не на устранение внутренних и внешних возмущающих воздействий
Коплексности Комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации, существенно повышает ее эффективность
Объективности Обеспечение объективности протекания процесса позволяет принимать наиболее верные управленческие решения
Оптимальности и полноты Наиболее оптимальное и полное информационное обеспечение процесса позволяет принимать наиболее верные и своевременные управленческие решения
Регламентации Жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса
Соответствия Соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации
Организации и осуществления управленческого учета
Непрерывности Обеспечивает непрерывность деятельности предприятия
Единства Использование единых для планирования и учета единиц измерения
Фронтальной оценки Оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и каждого его структурного подразделения в отдельности
Информационной обеспеченности Преемственность и многократное использование пер­вичной и промежуточной информации в целях управления
Системности показателей Система показателей внутренней отчетности организации – основа коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными структурными подразделениями, находящимися на одном уровне управления
Бюджетирования Бюджетный (сметный) метод управления затратами и запасами
Полноты и аналитичности Обеспечивают исчерпывающую информацию об объектах учета
Периодичности Отражает производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой

Таблица 2.2 Содержание частных принципов управления его отдельными сторонами: кадровой политики

Принципы Содержание
Основные
Адекватности функций управления персоналом целям функционирования Формирование и изменение функций управления персоналом должно осуществляться в строгом соответствии с целями и потребностями функционирования организации
Первичности функций управления персоналом Состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управления персоналом, а также характер информационных связей и взаимодействия между ними находятся в прямой зависимости от содержания функций управления персоналом
Оптимального соотноше-ния интра- и инфрафунк-ций управления персонал. Определяет необходимые пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункциями) и функциями управления персоналом (инфрафункциями).
Оперативного реагирова-ния на изменения специ-фики функционирования организации Устанавливает приоритет функций управления персоналом относительно развития основной деятельности над вспомогательной деятельностью организации
Потенциальных имитаций (взаимозаменяемости) Временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования: каждый работник должен уметь выполнять служебные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня
Подбора кадров
Ситуации В процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и конкретно сложившуюся ситуацию
Совместимости при замещении вакантных должностей руководителю организации необходимо учитывать ряд особенностей. Следует учитывать: собственные работники, претендующие на новую должность, уже являются неотъемлемой частью организации и поэтому, без адаптации, могут сразу же с полной отдачей приступить к исполнению должностных обязанностей. Работники, принятые со стороны, должны приложить ряд усилий, чтобы "вписаться в коллектив" и стать его неотъемлемой частью. Однако,, они могут и более объективно оценить процессы, происходящие в организации, обратив внимание руководства на недостатки, ставшие привычными и воспринимающиеся другими сотрудниками как само собой разумеющееся явление.
Сочетания Обеспечение оптимальной интеграции совместных усилий "старых" и "молодых" работников. Первые являются носителями жизненного и трудового опыта, а вторые более активны и менее консервативны, и, зачастую обладают и более современными прогрессивными знаниями. Рациональное сочетание в организации работников двух типов – неотъемлемое условие эффективного функционирования организации.
Компенсации Подбор кадров осуществляется на основе компенсации отрицательных качеств одного работника положительными качествами другого
Динамизма Сочетание мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность – обеспечивает осуществление долгосрочных программ. Рациональное сочетание мобильности и стабильности при подборе кадров обеспечивает необходимый уровень эффективности системы управления человеческими ресурсами организации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: