Особенности политико-административных систем Японии, Китая

Политико-административная система — это совокупность ус­тоявшихся связей и отношений внутри исполнительной власти, между исполнительной и другими ветвями власти в их динамическом взаимодействии с институтами гражданского обществ

Исполни́тельная власть в Япо́нии — одна из ветвей власти в Японии.

Согласно действующей Конституции Японии, высшим органом в системе органов исполнительной власти страны является Кабинет министров Японии. Он направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет министров возглавляет Премьер-министр Японии.

Согласно Закону Японии об организации государственных органов исполнительной власти от 1948 года, государственным органом исполнительной власти является орган исполнительной власти, пребывающий под контролем Кабинета министров. Государственные органы исполнительной власти делятся на следующие самодостаточные единицы:

Администрация (яп. 府)

Министерство (яп. 省). Возглавляется министром (яп. 大臣).

Управление (яп. 庁). Возглавляется главой управления (яп. 長官).

Комитет (яп. 委員会). Возглавляется главой комитета (яп. 委員長).

Управление и Комитеты являются автономными органами (яп. 外局) в составе министерств или Кабинета министров. Кроме них также существуют особенные органы (яп. 特別の機関).

К органам исполнительной власти Японии, не предусмотренных законом 1948 года, входят Кабинет министров Японии, Кадровая палата Японии, Счётная палата Японии.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

Центральные (яп. 中央省庁, 中央政府, 中央官庁)

Местные (яп. 地方政府, 地方公共団体, 地方自治体).

Литература[править | править исходный текст]

КИТАЙ

Административная система представляет собой целый ряд нормативов и сложившейся практики в области образования, структуры, полномочий и форм деятельности государственных административных органов.

В центральную административную систему Китайской Народной Республики входят: центральные административные органы в рамках Института Всекитайского собрания народных представителей, вертикаль руководства от центральных административных органов и до местных административных органов различных ступеней.

Образование Китайской Народной Республики. С провозглашением в 1949 Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. «Демократическая диктатура народа» воплощала в себе особенности «единого фронта» – всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945.

На вершине властной структуры находилась КПК, члены которой составляли примерно 2–4% общей численности населения страны. В рамках этой элитарной структуры, прежде всего в Центральном Комитете партии, принимались все важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю политику страны.

Основной функцией партийной организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими «народ»: рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот «единый фронт», партия осуществляла надзор и контроль за «врагами народа»: помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми «контрреволюционными элементами».

Конституция. В 1954 после достижения основных целей консолидации всех сил и нейтрализации «врагов народа» аморфная структура единого фронта «новой демократии» была заменена официальной Конституцией. Принятая 20 сентября 1954 и исправленная в 1975, 1978, 1982 и 1992, эта Конституция провозгласила Китай страной народной демократии и единым многонациональным государством. Подчеркивалось, что в обязанности правительства входит ликвидация эксплуатации трудящихся и построение социалистического общества под руководством КПК.

Центральные органы власти. Главными государственными органами власти КНР являются Всекитайское собрание народных представителей во главе с председателем, Государственный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.

Законодательная власть. Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Депутаты ВСНП избираются на пятилетний срок депутатами СНП провинций.

ВСНП на своей сессии избирает главу государства – председателя КНР, утверждает премьера и состав Госсовета, вносит поправки в Конституцию и контролирует исполнение конституционных положений, принимает и изменяет законы, назначает и освобождает от должности высших чиновников Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решает вопросы о войне и мире, а также обсуждает и утверждает государственный бюджет. ВСНП (в 1998 – 2978 депутатов) избирает Постоянный комитет (более 150 членов), которому предоставлено право разъяснения конституционных положений и законов, контроль за деятельностью Госсовета и выполнение функций ВСНП между сессиями.

Глава государства. В период с 1954 по 1958 функции главы государства выполнял Мао Цзэдун. С 1959 по 1968 этот пост занимал Лю Шаоци. После низложения Лю в ходе «культурной революции» пост главы государства до 1975 оставался вакантным, а затем был аннулирован. В 1982 эта должность была восстановлена под названием «председатель республики», а время пребывания главы государства в должности продлено с 4 до 5 лет. В июне 1983 ВСНП избрало на этот пост ветерана экономического планирования и заместителя премьера Госсовета Ли Сяньняня. В апреле 1988 председателем КНР был избран ветеран армии и член политбюро ЦК КПК Ян Шанкунь, а в 1993 – генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь.

Государственный строй Китайской Народной Республики основан на том, что, согласно конституции КНР, «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»

В состав государственных органов КНР входят:

органы государственной власти (Всекитайское собрание народных представителей и местные советы народных представителей различных ступеней)

Председатель Китайской Народной Республики

государственные административные органы (Государственный совет КНР и местные народные правительства различных ступеней)

Центральный военный совет КНР

государственные судебные органы — народные суды

государственные органы юридического надзора — народные прокуратуры

Исполнительная власть. Высшим исполнительным органом является Государственный совет. Госсовет вводит в действие различные административные правила и постановления, выступает с законодательными инициативами в ВСНП, контролирует деятельность различных министерств и ведомств, разрабатывает и осуществляет планы развития национальной экономики и контролирует исполнение бюджета страны, ведает внешнеполитическими связями и вопросами обороны. Всей деятельностью Госсовета руководит премьер-министр (с 1954 по 1976 – Чжоу Эньлай, с 1976 по 1980 – Хуа Гофэн, с 1980 по 1987 – Чжао Цзыян, с 1988 по 1997 – Ли Пэн, с 1997 – Чжу Жуанцзи), которому помогают несколько его заместителей и члены Государственного совета. По Конституции 1982, полномочия всех этих лиц ограничены двумя последовательными пятилетними сроками.

В соответствии с планом реорганизации, нацеленным на более рациональное функционирование бюрократического аппарата, в начале 1984 число заместителей премьера было сокращено с 18 до 4 человек, а к 1992 из 98 министерств и ведомств было оставлено 39. Заседания Государственного совета проводятся в составе премьера, его заместителей, государственных советников и секретаря этого органа власти.

Судебная власть. Структура судебных органов КНР была скопирована с соответствующей структуры СССР. На вершине этой пирамиды стоят Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Верховный народный суд осуществляет надзор за соблюдением и применением законов нижестоящими судебными инстанциями всех уровней, а Верховная народная прокуратура направляет работу по раскрытию уголовных преступлений и исполнению приговоров. Председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избираются на сессиях ВСНП.

В первые 30 лет коммунистического правления в Китае не было всеобъемлющего гражданского или уголовного кодекса. Поэтому КПК присваивала себе право вынесения судебных решений и определения меры наказаний как по гражданским, так и по уголовным делам. Подобная практика приводила к злоупотреблениям властью, особенно в период «культурной революции» (1966–1969), когда в результате острой фракционной борьбы имело место множество произвольных и незаконных арестов, вынужденных самооговоров, несправедливых тюремных заключений и даже казней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: