Психотерапии

Каждый из описанных методов — групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, про­тивный рисунок и музыкотерапия — на практике используются и самостоятельно.

Руководство психотерапевтической группой. С точки зрения реализации целей и задач групповой психотерапии главной фигурой психотерапевтического процесса является групповой психотерапевт. Он привносит в этот процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, применяемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными личностными особенностями. Все эти факторы, связанные индивидуальностью психотерапевта, оказывают влияние на групповой про­се и результаты лечения.

Среди личностных характеристик группового психотерапевта, традици­онно рассматриваемых в качестве факторов, способствующих эффективнос­ти групповой психотерапии, чаще всего указывают следующие: открытая позиция психотерапевта в отношении пациентов, умение вос

принимать отлич­ные от своих взгляды, позиции, убеждения и суждения, отсутствие оценоч­ного подхода, гибкость, терпимость, эмиатичность, аутентичность, уважение к другому, желание помочь, сердечность, умение создать доброжелательную и безопасную атмосферу в группе и ряд других.

Термин «руководство психотерапевтической группой» по сути дела пред­полагает анализ поведения группового психотерапевта. При систематизации возможных типов поведения групповых психотерапевтов используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль».

Понятие «роль» в данном случае сводится к положению, которое занимает психотерапевт в структуре группы. Ялом выделяет две основные роли груп­пового психотерапевта: технический эксперт и эталонный участник. В каче­стве эксперта психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки для достижения психотерапевтических целей, в нужный момент применяет соответствующие необходимые методы. Как эталонный участник он преследует двоякую цель: демонстрация жела­тельных образцов поведения и ускорение процесса социального научения.

От­казываясь от главенствующего положения в группе, он тем самым ускоряет достижение ею независимости и сплоченности.

Кратохвил выделяет пять ос­новных ролей группового психотерапевта: «активный лидер (руководитель)», «аналитик», «комментатор», «посредник», «истинный член группы».

В самом общем виде основные задачи группового психотерапевта могут быть сформулированы следующим образом: 1) побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных пациентов и пр.;

2) создание в группе атмосферы взаимного принятия, доверия, доброжела­тельности, безопасности, взаимопомощи, способствующей самораскрытию па­циентов;

3) разработка и поддержание психотерапевтических ценных груп­повых норм, гибкость в выборе директивных или недирективных техник. При этом часто подчеркивается, что лучших результатов в психотерапии достига­ют психотерапевты, которые в большей степени ориентированы на опеку и эмоциональную поддержку, а затем уже на стимулирование и руководство.

Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно условно разделить на две категории: вербальные и невер­бальные.

Главным средством воздействия являются вербальные средства, классифика­ция которых с точки зрения активности психотерапевта (то есть определе­ния цели, к которой стремится психотерапевт, используя то или иное выска­зывание) позволяет принятые в психотерапии приемы условно разделить на несколько категорий. При этом следует подчеркнуть, что в каждом ниже

при­веденном типе активности психотерапевта, можно выделить его собственную активность и стимулирование пациентов к активности данного типа.

В качестве основных категорий можно указать следующие.

1. Структу­рирование хода занятий. Отмечают все высказывания, которые вначале оп­ределяют его ход и программу, высказывания, направленные на ограниче­ние непродуктивной активности, на ориентирование обсуждения в соответтвующем направлении и пр.

2. Сбор информации. Психотерапевт задает опросы, поощряет высказывания пациентов и их вопросы.

3. Интерпретация. Интерпретация может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента.

4. Убеждение и переубеждение, которое может осуществляться как непосредственно и опосредованно.

5. Предоставление информации.

6. Постановка определенных заданий.

При разнообразии выделяемых ролей, позиций, стилей, характеристик поведения группового психотерапевта существует разделяемое большинством представление, согласно которому основная задача исихотерапевта заключается в недирективном руководстве группой, стимулировании пациентов к активности и созданию атмосферы эмоциональной безопасности.

Групповая психотерапия применяется в системе комплексного лечения пациентов с самыми различными заболеваниями: неврозы, алкоголизм и наркомания, психозы, психосоматические и хронические соматические заболевания и пр. Показания к групповой психотерапии, так же как и к психотерапии в целом, определяются, прежде всего, ролью психогенных факторов в истории заболевания и его социально-психологическими последствиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: