Общая характеристика

Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно рас­смотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), позна­вательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение).

В процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональ­ной сферой связаны также безусловное принятие, толерантность, интерес, сим­патия, забота, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсив­ных личных чувств, альтруизм, перенос, идентификация.

В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся вера и надежда, которые выражают частично осознанную возможность до­стижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механиз­ма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггес­тивных внушений, плацебо-терапии и некоторых других.

Появление и ук­репление веры у пациента в успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность применяемого им метода. Способность врача с первых встреч «заразить» больного уверенностью час­то предопределяет успех последующих действий специалиста. Вера в вы­здоровление и возникновение положительной

перспективы, появление на­дежды неотделимы друг от друга и обращены, прежде всего, к «здоровой» части личности. Информация о больных с хорошими результатами от про­веденного лечения усиливает действие этих факторов. Появление перспек­тивы становится новым мотивом, помогающим продолжать лечение и пре­одолевать трудности.

Преимущественно к когнитивной сфере относятся получение новой инфор­мации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация, тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности

представлений пациента о своей болезни, личностных проблемах, ближайших целях и зада­чах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником декомпенсации, обесцениванию их. Происходит рас­ширение образа Я за счет включения в него прежде отвергаемых аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их реализации. В не­которых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются опреде­ляющими — в рациональной, когнитивной, рационально-эмоциональной, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и др.

К поведенческой сфере могут быть отнесены имитационное научение (под­ражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами пове­дения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо — через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и косвенно — путем наблюдения, моде­лирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще в форме социального неодобрения, неприятия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: