Точки, образующие представленный на графике тренд, достаточно сильно разбросаны. Объемы продаж в данном случае не образуют такой строгой последовательности, как в предыдущем примере с компанией Lewplan pic. Скорее всего, пример с CD pic более близок к реальной действительности.
Ч. 2. Анализ данных как составная часть принятия решений
Количество
продукции, 100
Проданной
Ja квартал,
«с шт. 90
Фактические значения
■ Оценки тренда
<
2 3 419X6 |
2 3 4 19X7 |
' i '__________ I____ I____ I____ I____ 1____ I____ I____ ' '
12 3 4 19X8
Кварталы,годы
Рис. 9.6. Фактический и десезоиаднзированный объем продаж по 3-месячной средней
Теперь нужно принять решение о том, какой вид будет иметь уравнение тренда. Очевидно, что линия тренда — не кривая, наоборот, она несколько больше напоминает прямую, хотя отдельные точки, особенно значения за 19X6 г, расположены хаотически. Предположим для простоты, что тренд линейный, и для расчета параметров прямой, наилучшим образом его аппроксимирующей, будем применять метод наименьших квадратов. Воспользовавшись той же процедурой, что и в разделе 9.3.2, находим, что
Т = 64,6 -I- 1,36 х номер квартала (тыс. шт. в квартал).