■Of споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящимися за пределами Беларуси;
•$> иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного (третейского) суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь или установлено иным законом или международным договором Республики Беларусь.
Спор на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда передаётся только при наличии арбитражного соглашения. Арбитражным соглашением является соглашение сторон о передаче на рассмотрение международного арбитражного суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки (отдельного положения гражданско-правового договора) или в виде самостоятельного договора.
Арбитражное соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами. Оно может быть заключено путём обмена сообщениями с использованием почты или любых иных средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон. Таким же образом может быть направлено исковое заявление и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает рассмотреть дело в международном арбитражном суде, а другая не возражает против этого. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключён в письменной форме, а содержание ссылки делает упомянутую оговорку частью договора.
|
|
Важную роль играет содержание арбитражного соглашения, которое должно быть достаточно определённым. Прежде всего это касается наименования арбитражного учреждения, на рассмотрение которого передаётся спор, и места проведения арбитража. Ещё одной характерной чертой арбитражного соглашения является его автономность или отделимость от основного контракта. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности основного контракта. Желательно также выбрать язык арбитражного разбирательства. Юридическое значение арбитражного соглашения состоит в том, что оно является единственным основанием для передачи спора на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда. К правовым последствиям арбитражного соглашения необходимо отнести то, что в случае его заключения спор может быть вынесен на рассмотрение, как уже говорилось, международного арбитражного (третейского) суда. Решение последнего будет носить обязательный характер для сторон в силу заключённого договора, а в случае неисполнения решения в добровольном порядке оно может быть приведено в исполнение принудительно хозяйственным судом.
|
|
Порядок признания и исполнения решений международных арбитражных (третейских) судов на территории Республики Беларусь следующий:
■vr дела по заявлениям о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории
f 259
Республики Беларусь, подсудны хозяйственным судам областей и г. Минска по местонахождению или месту жительства должника — стороны арбитражного разбирательства либо по местонахождению имущества должника, если его местонахождение или место жительства не известны;
"v- к заявлению о выдаче исполнительного документа прилагаются, в частности, нотариально заверенная копия решения международного арбитражного суда для рассмотрения отдельного спора или копия решения постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, заверенная председателем соответствующего международного арбитражного (третейского) суда, доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на подписание заявления и предъявление требования о принудительном исполнении судебного постановления. Заявление может быть возвращено, если к нему не приложены надлежащим образом заверенные копии решения международного арбитражного суда и доверенности;
Ф заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения решения международного арбитражного (третейского) суда, в связи с чем такое заявление следует рассматривать как предъявление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в пользу которых принято решение, требования о принудительном исполнении. Такое заявление рассматривается судьёй хозяйственного суда единолично в срок не более одного месяца со дня его поступления в хозяйственный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству. Подготовка должна быть завершена проведением подготовительного судебного заседания и вынесением определения хозяйственного суда по правилам, установленным ХПК. По результатам рассмотрения заявления хозяйственный суд выносит определение, в котором, в частности, должно содержаться указание на выдачу исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда либо на отказ в выдаче исполнительного документа. Такое определение может быть обжаловано в апелляционном, кассационном либо надзорном порядке. Приказ на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского)
суда выдаётся после вступления в законную силу определения суда.
12 апреля 1994 г. создан Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее — MAC), являющийся единственным в Республике Беларусь постоянно действующим арбитражным (третейским) судом, который вправе при наличии арбитражного соглашения рассматривать хозяйственные (экономические) споры. Порядок рассмотрения споров в MAC определяется, кроме указанных выше нормативных правовых актов, соглашением сторон и Регламентом MAC.
В соответствии с частью второй статьи 4 Закона и частью первой статьи 2 Регламента на рассмотрение MAC могут быть переданы:
1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей;
|
|
2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Беларуси; между участниками упомянутых юридических лиц; споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Беларуси;
3) споры, в которых обе стороны являются иностранными юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, находящимися за пределами Беларуси;
4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.
При рассмотрении спора в MAC стороны могут определять, в составе одного или трёх арбитров будет рассмотрен спор. Если стороны не достигли соглашения в отношении количественного состава, спор разрешается тремя арбитрами. Последние, по усмотрению сторон, выбираются из приложенного к Регламенту рекомендательного списка. Структурно MAC состоит из президиума, в состав которого входят председатель, два заместителя и четыре члена президиума, и арбитров
(от Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Польша, Федеративной Республики Германия, Австрии, Великобритании, Литовской Республики, Республики Молдова, Республики Казахстан, Украины и Франции). Сторонам в споре принадлежит также право избирать арбитрами лиц, в рекомендательном списке арбитров не названных. Однако в качестве арбитра-председателя может выступать лишь лицо, включённое в список.
Коллегиальный состав MAC выносит решение большинством голосов арбитров. Процессуальные вопросы могут решаться арбитром-председателем, если он будет уполномочен на это сторонами или другими арбитрами. MAC при рассмотрении каждого спора взимает арбитражный сбор, а также сумму издержек, связанных с рассмотрением дела (арбитражные расходы). Размер арбитражного сбора и издержек, а также порядок их взимания определяются Регламентом.
|
|
Производство по делу возбуждается в MAC после поступления надлежаще оформленного искового заявления и оплаты арбитражного сбора. Содержание искового заявления содержится в части 1 статьи 21 Регламента. К исковому заявлению прилагаются документы или их копии, подтверждающие: правоспособность истца по законодательству государства регистрации; обоснованность искового требования; наличие и содержание арбитражного соглашения; соблюдение предварительного внесудебного порядка рассмотрения спора, если это предусмотрено соглашением сторон или вытекает из существа обязательства; уплату арбитражного сбора. Исковое заявление считается поданным с момента уплаты регистрационного сбора. Данный сбор уплачивается истцом при подаче искового заявления и возврату не подлежит. Его сумма засчитывается в сумму подлежащего оплате арбитражного сбора и составляет 150 евро. В случае, если исковое заявление подано без соблюдения предусмотренных требований, истцу предлагается в шестимесячный срок устранить недостатки. Если они не устранены, исковое заявление возвращается заявителю.
Исковое заявление с приложенными к нему документами, Регламент, рекомендательный список арбитров и уведомление о возбуждении дела высылаются MAC ответчику. Последний в течение 30 дней после получения названных документов направляет в MAC ответ на исковое заявление.
Состав суда, получив исковое заявление, ответ на исковое заявление и приложенные к ним документы, готовит дело к разбирательству, а затем назначает время и место рассмотрения дела, о чём стороны извещаются заранее.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Регламента уклонение ответчика от представления письменных возражений против иска и обосновывающих эти возражения документов, а также неявка без уважительных причин любой стороны или её представителя, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте разбирательства дела, не препятствуют рассмотрению спора и разрешению его по существу.
Суд разрешает спор в соответствии с теми нормами права, которые стороны сами назвали в качестве подлежащих применению. Если стороны согласовали применение иностранного права, то они обязаны представить доказательства, подтверждающие содержание норм этого права. Решение по делу в соответствии с частью 2 статьи 37 Регламента должно быть вынесено в течение 20 дней, а по сложным делам — 30 дней со дня окончания судебного разбирательства.
Решение MAC на территории Республики Беларусь исполняется добровольно в течение пяти дней после его принятия, а в случае неисполнения взыскатель обращается в хозяйственный суд в вышеуказанном порядке.
За пределами Республики Беларусь решение MAC исполняется в соответствии с процессуальными нормами того государства, на территории которого испрашивается признание и приведение в исполнение указанного решения на условиях, изложенных в статье III Нью-Йоркской конвенции.
Одно из основных положений, содержащихся в данной Конвенции, заключается в том, что участниками производства по признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений являются стороны и компетентный судебный орган государства места исполнения названного решения, в который заинтересованная сторона направляет соответствующее ходатайство.
Судебным органом, рассматривающим ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения иностранных арбитражных решений, могут быть как суды общей юрисдикции, так и специализированные. В ряде государств
■ f
рассмотрение вышеназванных ходатайств относится к юрисдикции апелляционных судов.
Несмотря на то что статья IV Нью-Йоркской конвенции содержит исчерпывающий перечень необходимых для представления в компетентный государственный суд документов (должным образом удостоверенный оригинал арбитражного решения или должным образом удостоверенную копию такового; оригинал арбитражного соглашения или должным образом удостоверенную копию такового), в MAC обращаются как заинтересованные стороны, так и суды различных государств с просьбами о представлении дополнительных документов: Регламента MAC; подтверждения того, что решения MAC являются окончательными и обязательными для сторон; справок о моменте вступления решений указанного арбитражного суда в законную силу; подтверждение того, что ответчиком получено исковое заявление с приложенными к нему материалами; доказательств уведомления ответчика о времени и месте проведения заседаний состава суда и получения ответчиком решения.
В связи с вышеизложенным необходимо учитывать особенности национального арбитражного законодательства, которое для целей признания и приведения в исполнение на своей территории иностранных арбитражных решений может содержать требования о представлении таких документов, которые в статье V Нью-Йоркской конвенции не названы. Так, пункт 2 статьи 1147 и статья 1153 Гражданского процессуального кодекса Республики Польша прямо требуют, чтобы к вышеупомянутому ходатайству были приложены следующие документы: доказательство надлежащего уведомления должника о дате проведения судебного заседания (в случае вынесения заочного решения); подтверждение того, что решение иностранного суда вступило в законную силу.
Отказ в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений возможен на основании исчерпывающего и не подлежащего расширительному толкованию перечня оснований, перечисленных в статье V Нью-Йоркской конвенции. Обязанность доказать их наличие возлагается на сторону, против которой данное решение направлено. Этот принцип распределения бремени доказывания имеет важное
практико-прикладное значение, обеспечивая наиболее благоприятный режим для исполнения иностранных арбитражных решений.
Исполнение решения MAC при Белорусской торгово-промышленной палате за пределами Республики Беларусь осуществляется в соответствии с процессуальными нормами того государства, на территории которого испрашивается признание и приведение в исполнение указанного решения на условиях, изложенных в статье III Нью-Йоркской конвенции.
1. Какие существуют виды международных арбитражных (третейских) судов по разрешению хозяйственных (экономических) споров? 2. Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность международных арбитражных (третейских) судов? 3. Какова подведомственность хозяйственных споров международному арбитражному (третейскому) суду? 4. Каков порядок признания и исполнения решений международных арбитражных (третейских) судов на территории Республики Беларусь? 5. Каков порядок рассмотрения споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате? 6. Каков порядок исполнения решений Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате на территории Республики Беларусь?