Контроль – процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.
В основу создания систем контроля должны быть положены следующие требования- критерии:
- эффективность контроля
- эффект влияния на людей
-выполнение задач контроля
- определение границ контроля
Контроль как функция менеджмента охватывает три задачи.
1. Обдумывание физического состояния. Что достигнуто к моменту осуществления контроля?
2. Сравнение запланированного с достигнутым. В какой мере достигнута поставленная цель?
3. Корректирование установленных отклонений. Время, продолжительность и регулярность контроля в значительной мере зависят от выполняемых задач и поставленной цели.
Различают следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль (осуществляется до фактического начала работ)
- диагностический контроль, он указывает на то, что в организации что-то не в порядке
- терапевтический контроль – не только выявляются отклонения, но и устраняются.
2. Текущий,(осуществляется в ходе проведения работы)
3. Заключительный(предотвращение аналогичных ошибок в будущем)
Существует три аспекта управленческого контроля:
- установление стандартов;
- измерение того, что будет достигнуто в действительности
- предпринимается действие для корректировки серьезных отклонений
К основным характеристикам эффективного контроля можно отнести:
1 Стратегическая направленность контроля.
2 Ориентация на результаты
3 Соответствие делу.
4 Своевременность контроля.
5 Гибкость контроля.
6 Простота контроля
7 Экономичность контроля.
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
· устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
· устанавливайте двустороннее общение;
· избегайте чрезмерного контроля;
· устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты;
· вознаграждайте за достижение стандарта.