Товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток.
Под недостатком товара Закон понимает несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству.
Например, товар представляет собой пару женской повседневной обуви, при носке которой обнаружилось, что одна из полупар натирает ногу. Хотя был нанесен ущерб здоровью потребителя, обувь не отнесена к числу товаров, которые потенциально опасны для потребителя (см. параграф «Сроки службы и сроки годности»). Однако данный недостаток может быть выражен в производственных терминах, как несовпадение длин стелек правой и левой полупар.
Стандарты на определение сортности для каждой группы товара устанавливают перечень дефектов, при наличии которых товар может быть переведен в иной сорт со снижением стоимости или забракован.
ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности» относит к недопустимым порокам любые пороки, при наличии которых невозможно использовать изделие по назначению. Допускается разная длина и ширина одноименных изделий в паре. Для повседневной обуви она должна составлять не более 2 мм. Таким образом, если несовпадение длин стелек составляет 3мм и более, этот недостаток переводит изделие в брак, а потребителю дает право предъявить претензию.
|
|
Под существенным недостатком товара Закон понимает такой недостаток, который:
- делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением;
- либо не может быть устранен;
- либо проявляется вновь после устранения;
- либо для устранения которого требуются большие затраты;
- либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.
Например, товар представляет собой холодильник, в котором не работает регулятор температуры. Данный недостаток может быть легко устранен, однако отсутствует возможность использовать товар в соответствии с его целевым назначением, что придает этому недостатку признак существенности.
Не существует единого определения «больших» затрат. Критерием существенности является соотношение суммы ущерба и заработка потерпевшего. Практически все критерии существенности возникшего недостатка носят субъективный характер. Объем ответственности продавца перед потребителем зависит от признания того или иного недостатка существенным.
Если потребитель приобрел товар с недостатками, расчет с ним производится в соответствии со статьей 22 Закона.
В отношении товаров, реализуемых розничными комиссионными торговыми предприятиями, требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем ими третьим лицом и о замене на товар аналогичной марки, модели, артикула подлежат удовлетворению с согласия продавца. Данное положение распространяется на товары с недостатками, если они были приняты от граждан по договору комиссии и потребитель был заранее об этом проинформирован, о чем имеется документальное подтверждение.
|
|
Если розничным комиссионным предприятием реализован товар, на который имеется не истекший гарантийный срок, то потребитель не лишается права, если соглашение с продавцом не достигнуто, требовать безвозмездного устранения недостатков, возмещения расходов по их устранению либо замены товара. Это требование адресуется изготовителю или предприятию, созданному им для этих целей, или предприятию, выполняющему указанные требования на основании договора с изготовителем.
Если потребитель приобрел товар с существенным недостатком, производитель несет ответственность за недостаток в продолжение всего срока службы товара.