Понятия, устанавливаемые Законом РФ «О защите прав потребителей»

Товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток.

Под недостатком товара Закон понимает несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требовани­ям к качеству.

Например, товар представляет собой пару женской повседневной обуви, при носке которой обнаружилось, что одна из полупар натирает ногу. Хотя был нанесен ущерб здоровью потребителя, обувь не отнесе­на к числу товаров, которые потенциально опасны для потребителя (см. параграф «Сроки службы и сроки годности»). Однако данный не­достаток может быть выражен в производственных терминах, как не­совпадение длин стелек правой и левой полупар.

Стандарты на определение сортности для каждой группы товара устанавливают перечень дефектов, при наличии которых товар может быть переведен в иной сорт со снижением стоимости или забракован.

ГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности» относит к недо­пустимым порокам любые пороки, при наличии которых невозможно использовать изделие по назначению. Допускается разная длина и ширина одноименных изделий в паре. Для повседневной обуви она должна составлять не более 2 мм. Таким образом, если несовпадение длин стелек составляет 3мм и более, этот недостаток переводит изде­лие в брак, а потребителю дает право предъявить претензию.

Под существенным недостатком товара Закон понимает такой не­достаток, который:

- делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением;

- либо не может быть устранен;

- либо проявляется вновь после устранения;

- либо для устранения которого требуются большие затраты;

- либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключе­нии договора.

Например, товар представляет собой холодильник, в котором не работает регулятор температуры. Данный недостаток может быть лег­ко устранен, однако отсутствует возможность использовать товар в соответствии с его целевым назначением, что придает этому недостат­ку признак существенности.

Не существует единого определения «больших» затрат. Критерием существенности является соотношение суммы ущерба и заработка по­терпевшего. Практически все критерии существенности возникшего не­достатка носят субъективный характер. Объем ответственности продав­ца перед потребителем зависит от признания того или иного недостатка существенным.

Если потребитель приобрел товар с недостатками, расчет с ним производится в соответствии со статьей 22 Закона.

В отношении товаров, реализуемых розничными комиссионными торговыми предприятиями, требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправ­ление потребителем ими третьим лицом и о замене на товар аналогич­ной марки, модели, артикула подлежат удовлетворению с согласия про­давца. Данное положение распространяется на товары с недостатками, если они были приняты от граждан по договору комиссии и потреби­тель был заранее об этом проинформирован, о чем имеется докумен­тальное подтверждение.

Если розничным комиссионным предприятием реализован товар, на который имеется не истекший гарантийный срок, то потребитель не лишается права, если соглашение с продавцом не достигнуто, требо­вать безвозмездного устранения недостатков, возмещения расходов по их устранению либо замены товара. Это требование адресуется изго­товителю или предприятию, созданному им для этих целей, или пред­приятию, выполняющему указанные требования на основании дого­вора с изготовителем.

Если потребитель приобрел товар с существенным недостатком, производитель несет ответственность за недостаток в продолжение всего срока службы товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: