Организация
Важность организации памяти трудно переоценить. Сущность мнемонических систем в том, что они помогают организовать информацию. Организация информации в памяти немного напоминает укладку инвентаря в турпоходе: чтобы уложить его упорядоченно, требуется время и усилия, но когда это сделано, извлечь необходимое гораздо легче, чем когда инвентарь просто свалили в кучу. Мнемонические приемы обеспечивают нас методами систематизации информации, поступающей на хранение.
Принято говорить, что есть два типа организации: один связан с КВП, а другой — с ДВП. Обсуждая ранее кодирование в КВП, мы узнали, что его возможности могут значительно расширяться через укрупнение поступающей информации (см. Bower and Springston, 1970). Функциональный объем КВП также связан с типом используемой организующей схемы. Как отмечалось выше, кодирование информации по категориям облег-
Мнемонака u образы 262
чает воспроизведение. Организация информации действительно помогает воспроизведению, но причина этого все еще остается предметом спора. Одно из объяснений состоит в том, что когда информация хранится в виде логической структуры (и такая логическая структура может быть очень индивидуальна), то при поиске данной информации воспроизводится только эта логическая структура, которая и ведет к нужной информации. Если хранение информации организовано плохо или нелогично, то для ее воспроизведения может потребоваться продолжительный поиск. С позиций когнитивного хранения и обработки такой поиск является неэкономичным.
|
|
Многие мнемонические системы основаны на принципе опосредования, Опосредовано^ которым в традиционной психологии понимают процесс, происходя- ние щий между стимулом и реакцией. Принципы опосредования и отбора стимулов при заучивании парных ассоциаций можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, испытуемому предлагают заучить следующие ассоциативные пары, где элементы слева считаются стимулом, а элементы справа — реакцией:
TIX 9
FAL 5
MON 1
РОВ 3
LIJ 7
Испытуемый может обратить внимание на характеристики стимула, выбрать признак или преобразовать стимул и затем использовать выбранный признак или преобразованный стимул в качестве связи между стимулом и реакцией. Например:
TIX
Выбрать IX (римская цифра)
\
Выбрать F (five= пять) FAI/ Ч
Преобразовать в "Monday (понедельник)" (1-й день недели)
MON/ X
Выбрать В (лбхоже на 3) РОВ /
Выбрать L (повернуть на 180°)
ш/
Многие из рассмотренных выше мнемонических приемов (например, для заучивания имен или иностранных слов) опирались на отбор стимулов и
Мнемоника и память 263
|
|
опосредование. Однако, опосредование как и большинство мнемонических систем требует практики, чтобы им пользоваться.
Во многих рассмотренных нами мнемонических приемах использовались образы. Не вызывает сомнений, что способность к "мысленному представлению вещей" оказывает значительное влияние на хранение информации и на живость ее воспроизведения. Более подробно мы обсудим образы в следующей главе. А сейчас рассмотрим "историю болезни" некоторых людей, обладавших выдающейся памятью.