Среди тестов, применявшихся после Гальтона, наиболее важен тест Бет-тса (пересмотрен в: Sheehan, 1967). Этот тест был предназначен для измерения живости мысленных образов семи модальностей (зрительной, слуховой, кожной, кинестетической, вкусовой, обонятельной и органической). Испытуемых просили оценить по пятибалльной шкале живость следующих элементов в их образах: (Оцвета национального костюма, (2) звук вырывающегося пара, (3)"ощущение" песка, (4) телесные ощущения, связанные с бегом вверх по лестнице, (5)вкус апельсина, (б)запах нового лосьона и (7)ощущения, связанные с больным горлом. Среди различных модальностей наблюдалась положительная корреляция (в терминах субъективной живости образов).
Получил широкое распространение тест на образы, разработанный Гордон (Gordon, 1949, 1950), где к испытуемому обращаются с такими вопросами:
Видите ли вы автомобиль, стоящий перед воротами сада? Какого он цвета?
Попробуйте увидеть его в другом цвете.
Можете ли вы увидеть этот же автомобиль лежащий вверх дном? Как поставить этот автомобиль обратно на четыре колеса? Как вы видите этот автомобиль движущимся по дороге? Можете ли вы видеть, как он взбирается на очень крутой холм? Можете ил вы видеть, как он переезжает через вершину? Можете ли вы видеть, как он потерял управление и врезался в дом?
|
|
Можете ли вы видеть, как этот же самый автомобиль едет по дороге с приятной парочкой внутри?
Видите ли вы, как этот автомобиль пересекает мост и падает через край прямо в поток под ним?
Можете ли вы видеть, как этот автомобиль, весь старый и раскуро-ченный, лежит на автомобильном кладбище?
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 278
Оба теста (Беттса и Гордона) использовались при определении индивидуальных различий, характеристик личности, а в некоторых случаях и при определения клинических типов.
Исследование Пэвио и его коллег также затрагивает тему измерения свойств образов, особенно слов, и поскольку эта работа теоретически важна, мы рассмотрим ее в следующем разделе.
Когнитивный подход
Теперь мы рассмотрим исследования, которые отличаются от приводимых ранее тем, что в них большое внимание уделяется когнитивным теориям внутренних процессов и мысленным образам.
Как уже говорилось, тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится и воспроизводится из памяти. Как мы отмечали, с одной стороны, можно утверждать, что нервная активность, связанная с хранением информации, имеет специфическую'форму — т.е. зрительная информация кодируется в виде внутренней "картины" и реактивируется путем воспроизведения этой картины, как при просмотре альбома. С другой стороны, можно утверждать, что зрительная информация фильтруется и суммируется и хранится в виде абстрактных "высказываний" об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец, можно также утверждать, что некоторая информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. что в разуме существует несколько кодов.3
|
|
Эти три теоретические позиции, описывающие кодирование информации, называются соответственно: радикальная гипотеза образов, концептуально-пропозициональная гипотеза и гипотеза двойного кодирования. В радикальной гипотезе образов (Бугельски, Шепард, Подгорный) утверждается, что люди могут преобразовывать зрительный и вербальный материал в образы, которые затем хранятся в памяти; согласно концептуально-пропозициональной гипотезе (Андерсон, Бауэр, Пилишин), и зрительная, и вербальная информация представлены в виде вербальных высказываний об объектах и их отношениях; и наконец, в гипотезе двойного кодирования (Пэвио, Бауэр, Брукс) постулируются две системы кодирования и хранения — вербальная л образная, и информация может кодироваться и храниться как в любой из них, так и в обеих сразу.
3Некоторые теоретики утверждают, что данные о поведении не могут адекватно решить этот вопрос. Андерсон (1976) пишет: "В лучшем случае... противостояние образы-либо-высказывания приведет к... вопросу о том, какая позиция и какому феномену обеспечивает более экономичное объяснение. Учитывая предшествующие результаты, едва ли можно доказать, что одно правильно, а другое — нет. Кроме того, даже если бы принцип экономичности мог разрешить противоречие между пропозициональными и образными теориями, все еще сохранялась бы возможность, что существуют другие, фундаментально отличные репрезентации, которые столь же экономичны, как и предпочтенный член пропозиционально-образной пары".
Мысленные образы 279
Коды памяти
Рассмотрим следующий практический вопрос: Как кодируется в памяти понятие "шампанское"? Этот напиток можно ощущать всеми пятью чувствами, но кроме этого данное слово вызывает несколько ассоциативных значений, которые также могут иметь ассоциативный образ. Когда я думаю о шампанском "Илл", я могу "видеть" территорию Университета Иллинойса, а когда я думаю о кануне Нового Года, я могу "видеть" вечеринку, на которой я
недавно был, и "слышать", как поют песню "Auld Lang Syne". (К счастью, чувства, которые я испытывал на утро после встречи Нового Года, с тех пор притупились.) Представлено ли знание (в данном случае понятие "шампанское") в виде нескольких кодов — может быть по одному на каждое чувство, и плюс еще другие для абстрактных представлений — или в основе всего находится один код, в котором представлены все знания?