Теоретические основы курса «Международный (глобальный) менеджмент»

Для того чтобы дать определение категории «международный (гло­бальный) менеджмент», необходимо осмыслить понятие международ­ного бизнеса как формы предпринимательства, в соответствии с кото­рой товары и услуги производятся и реализуются в разных странах.. Базовыми принципами теории глобального менеджмента выступают концепции абсолютных преимуществ, относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и прямых иностранных ин­вестиций.

Концепция абсолютных преимуществ предусматривает организа­цию производства товаров и услуг в той стране, где выше производи­тельность труда и издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие междуна­родного бизнеса, так же как и относительные.

Концепция относительных преимуществ дает основания для воз­можной организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсо­лютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены только для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может быть удовлетворена за счет импорта.

Комбинация абсолютных и относительных преимуществ с прису­щей каждой нации организацией производства и государственной по­литикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Опыт показывает, что конкурен­тоспособность корпораций США несомненна в производстве пасса­жирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (ком­пания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. Высокой конкурентоспособностью на мировых рынках известны фирмы Германии с такими товарами, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование. На мировом рынке широко известны японские компании — произво­дители углеродистых волокон, телекоммуникационного оборудования морских судов, автомобилей, бытовой электроники. Итальянские фирмы - признанные производители керамических и текстильных из­делий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.

Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Р. Верноном. Она разделяет процесс сбыта любого товар на четыре стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и уел в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентно борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.

Первая стадия — нововведение, когда конструктивные особенности и технические характеристики продукции еще не оценены покупателями в полной мере, спрос неустойчив, рынок не освоен, рост спроса на новый товар замедленен. На этой стадии покупатели присматриваются к новинке на рынке и, оценив ее преимущества, медленно, с риском ошибиться увеличивают объем закупок.

Вторая стадия.— быстрый рост спроса, производства и объема закупок в связи с увеличением спроса на товар, в высоких потребительских свойствах которого покупатель уже убедился. Это время получения максимальных прибылей фирмами, первыми освоившими массовый вь пуск продукции.

Третья стадия — насыщение рынка. Покупатели в основной массе удовлетворили свои потребности в этом товаре, к тому же его производство стали осваивать конкуренты и появились признаки соперничества.

Последняя стадия — спад. Чтобы продлить жизненный цикл продукта, его производство передается в страны с более низкими издержками производства, чаще всего в развивающиеся государства, путем прямых иностранных инвестиций. Экспорт продукта в эти страны, как правило, осуществлялся еще до начала его производства в них. С развитием местного выпуска импорт продукта из страны его происхождения сокращается.

Прямые иностранные инвестиции — капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны — прямого инвестора и фирмы принимающей страны. Эти отношения отражают продолжительный интерес компаний друг к другу, где целью прямого инвестора является оказание существенного влияния На организацию управления предприятием в принимающей стране и контроль за его деятельностью. Прямые иностранные инвестиции вы­ступают начальным этапом первоначальной сделки между предпри­ятиями из разных стран, а также включают все последующие согла­шения между ними. Субъектами этих сделок и соглашений помимо основных

участников могут быть связанные с ними предприятия, как родственные, так и самостоятельные.

Прямые иностранные инвестиции, осуществляемые как индивиду­альными лицами, так и организациями, привносят в экономику при­нимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями и эффективную систему сбыта товаров и услуг. Ключевыми моментами при выборе инвестором страны прило­жения прямых иностранных инвестиций выступают темпы экономи­ческого роста, банковский процент и условия кредитов, издержки про­изводства товаров и услуг, внешняя задолженность, политическая и макроэкономическая стабильность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: