Сущность управленческой деятельности определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей.
Здесь надо подчеркнуть следующее:
• во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — он осознает цели своей активности и.способы их достижений; планирует достижение цели и предвидит результаты;
• во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда (включая самые совершенные);
• в-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в группе, по социальным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.
Внешняя характеристика деятельности затрагивает;
• субъект и объект деятельности;
• предмет деятельности — совокупности вещей, процессов, явлений, которыми оперирует субъект в процессе деятельности;
|
|
• средства деятельности — совокупность орудий воздействия на предмет деятельности;
• условия деятельности определяются системой социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности определяется системой процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.
Руководитель, который знает основные компоненты психологической структуры деятельности, имеет следующие преимущества:
· видит то основное, что предстоит сделать для решения любой задачи;
· в любое время может увидеть, в какой стадии находится решение данной проблемы;
· может своевременно вносить коррективы в решение любой управленческой задачи;
· получает желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.
Что же такое «психологическая структура деятельности»? Многие думают, что деятельность — это система, набор или совокупность действий, осуществляемых в определенной последовательности. Это, конечно, верно, однако структура деятельности не исчерпывается конкретными действиями. В деятельности есть некоторые, скрытые от внешнего наблюдателя компоненты. Они являются настолько важными, что без них деятельность вообще невозможна. Понятно, что эти компоненты представляют интерес с психологической точки зрения.
Рассмотрим психологическую структуру деятельности более подробно:
мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.
Такова универсальная структура любой деятельности, включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты. Раскроем их более подробно.
|
|
1. Мотив. В самом общем виде мотив — это то, что движет человеком, что заставляет его действовать. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами. Деятельность без мотива невозможна. Однако сам по себе мотив может быть и не виден, не заметен со стороны. Кроме того, различают мотивы осознаваемые и неосознаваемые (скрытые для самого человека). Мотив, а точнее система, иерархия мотивов, — то, что «запускает» деятельность, ставит человека перед необходимостью действовать.
2. Цель. Цель — это образ предполагаемого результата. С другой стороны, это осознанная потребность. Результат, прежде чем стать реальностью, должен возникнуть в сознании человека как цель. И хотя цель прямо не входит в систему действий, оставаясь внутренним, субъективно-психологическим образованием, она имеет фундаментальное значение для этой системы. Цель придает деятельности направленность, упорядочивает действия. Деятельность без цели является бессмысленной, неорганизованной, хаотичной.
3. Задача. Задача, а точнее система задач, — это цель, рассматриваемая субъектом с точки зрения имеющихся конкретных условий ее достижения. Движение к крупным и сложным целям всегда может рассматриваться как система задач, этапов, шагов. Если цель — понятие стратегическое, то задача — тактическое. Задача всегда конкретна. Правильно поставленная задача дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант (или порядок) действий. Цели и задачи — это не только регуляторы деятельности, но и компоненты, которые придают ей смысл и внутреннюю упорядоченность. Конечно, это происходит только тогда, когда цели и задачи ясно осознаются.
4. Контроль. Контроль, в самом общем виде, — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Получаемый результат (промежуточный или окончательный) сравнивается сидеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.
5. Рефлексия. Рефлексия в структуре деятельности — это анализ или самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего это касается сложных видов деятельности и в меньшей степени — деятельности привычной, автоматической.
Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и в конечном счете — эффективной.
Управленческая деятельность имеет свои особенности. Управленческая деятельность есть прежде всего взаимодействие, а затем «делание чего-либо» руками других. Одно дело — построить дом самому и совсем другое — организовать деятельность бригады строителей.
Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности. В общем виде эта структура выглядит следующим образом:
цель =>мотив => задача => действия (делегирование) => контроль => результат => рефлексия.
Исследуем эту структуру более подробно. Цель стоит на первом месте. Это понятно, ведь руководитель ставит цели для подчиненных. Для того чтобы цель была достигнута, следует создать мотив, то есть вызвать у исполнителей желание и стремление идти к этой цели. Руководитель распределяет задачи среди своих подчиненных с учетом сложности поставленной цели и возможности ее достижения — это действие называется делегированием. Делегирование — важнейшее действие, без него невозможно управление. Ряд исследователей включает в структуру управленческой деятельности и планирование (как особое действие, позволяющее определить очередность решаемых задач).
|
|
Таким образом, управленческая деятельность включает в себя следующие компоненты:
1. действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;
2. действия по мотивированию сотрудников;
3. действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;
4. делегирование;
5. действия по контролю за выполнением задач;
6. рефлексию.
Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов.
Существуют определенные условия овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями.
Целеполагание. Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, необходимо:
· понимать психологическую значимость и роль целей и целеполагания;
· знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);
· знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;
· уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.
Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными — основа управления их деятельностью.
Мотивация. Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:
· знать и уметь «включать» основные мотивы — движущие силы подчиненных;
· использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;
|
|
· использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;
· использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.
Сверхзадача менеджера — создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.
Постановка задачи. Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:
· знать задачи, уметь распределять их в зависимости от степени важности, уметь выделять наиболее приоритетные из них;
· уметь устанавливать порядок действий по их решению;
· уметь соотносить решение конкретных задач с тактическими и стратегическими целями.
Делегирование. Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, менеджеру необходимо:
· знать, какие задачи подлежат, а какие не подлежат делегированию;
· уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач;
· знать правила делегирования;
· не допускать типичных ошибок, а если они все же случатся, вовремя их исправлять.
Контроль. Контроль приносит результат, если менеджер:
· знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;
· знает правила организации контроля и использует их;
· не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;
· использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.
Как видно, осуществление управленческой деятельности, так же как ее внутренняя организация, упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и конкретных управленческих умений.