IV. Список основных артефактов.
III. Список литературы.
II. Искусство периода Республики.
I. Этрусское искусство.
V. Список основных артефактов.
IV. Список литературы.
1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М.,1981.
2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего,
Ближнего Востока. М., 1978.
3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М.,1986.
4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1.
5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970.
6. Афанасьева в., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М.,
1976г.
7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов.
Ред. Василевский В. М, 1976 г.
8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 16 в. Очерки. 5 изд; стереотип. - М., Искусство 1985 г.
9. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.:
Искусство, 1987.
|
|
10. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства: Сб. статей, М: Наука, 1977.
11. Винкельман И.И. История искусства древности. М., 1933.
12. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1975.
13. Всеобщая история искусств. Т. 1. М.,1966
14. Всеобщая история архитектуры Т. 2. М.,1956
15. Полевой В. Искусство Греции. В 2-х тт. М., 1984
16. Виппер Б. Искусство Древней Греции. М., 1972
1. Афинский Акрополь. Период высокой классики.
2. Храм Нике Аптерос (бескрылой). Архитектор Калликрат. Период высокой классики.
3. Колона Пропилей на акрополе Афин. Архитектор Мнезикл. Период высокой классики.
4. Скопос. Амазономахия. Рельеф с Галикарнасского мавзолея. Период высокой классики.
5. Кентавромахия. Ментопа Парфенона. Период высокой классики.
6. Диона и Афродита с восточного фронтона Парфенона. Период высокой классики.
7. Дионис с восточного фронтона Парфенона. Период высокой классики.
8. Дискобол. Скульптор Мирон. Период высокой классики.
9. Афина и Марсий. Скульптор Мирон. Период высокой классики.
10. Дорифор. Скульптор Поликлит. Период высокой классики.
11. Раненая амазонка. Скульптор Поликлит. Период высокой классики.
12. Театр в Эпидавре. Архитектор Поликлит младший. Период поздней классики.
13. Вакханга. Скульптор Скопос. Период поздней классики.
14. Афродита Книдская. Скульптор Прокситель. Период поздней классики.
15. Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор Прокситель. Период поздней классики.
16. Апоксиоме. Скульптор Лисиппа. Период поздней классики.
17. Персей и Андромеда. Фреска с Помпей. Период поздней классики.
18. Портретная статуя эллинистического царя. Период эллинизма. Александрийская школа.
|
|
19. Портретная статуя Демосфена. Период эллинизма. Александрийская школа.
20. Селевк Никатор. Период эллинизма. Александрийская школа.
21. Горбун. Период эллинизма. Александрийская школа.
22. Статуэтка танцовщицы карлицы из Махдии. Период эллинизма. Александрийская школа.
23. Статуя Афродиты из Кирены. Период эллинизма. Александрийская школа.
24. Мальчик с гусем. Период эллинизма. Александрийская школа.
25. Мальчик с уткой. Период эллинизма. Александрийская школа.
26. Камея Гонзага. Период эллинизма. Александрийская школа.
27. Алтарь Зевса. Период эллинизма. Пергамская школа.
28. Статуя Афродиты из Нимфейона. Период эллинизма. Пергамская школа.
29. Ника Самофракийская. Период эллинизма. Радосская школа.
30. Лаокоон. Период эллинизма. Пергамская школа.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.
В художественном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции. Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности.
Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу «военщины» и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами.
Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества.
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
|
|
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.
История Рима делится на следующие этапы:
1. Период римской республики (6 - 1 вв. до н.э.)
2. Период ранней Римской империи (1 в. до н.э. – 1 в н.э.)
3. Период расцвета Римской империи (2 в. н.э.)
4. Период поздней Римской империи (3 – 5 вв.н.э.)
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь— этрусcков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.
В Италии до римского владычества, кроме городов Великой Греции, самой значительной культурной областью была Этрурия — область, лежащая на западной стороне полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апеннинами.
Политически Этрурия представляла собою союз 12 городов, причем каждый из них являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Наиболее значительными и древнейшими центрами Этрурии были города: Вейи на правом берегу Тибра недалеко от Рима, Пере, Тарквинии, Ветулония на побережье моря; позже укрепляются и богатеют города в глубине страны — Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Во главе каждого союза стояла аристократическая жреческая каста — лукумоны.
|
|
Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков, но все-таки последняя оказалась недостаточно сильной, чтобы отстоять свою художественную самостоятельность. Римляне ввели свой, латинский язык, свои порядки и обычаи; этруски были согнаны с родных мест; и уже ко 2 в. н.э. этрусский язык стал мертвым языком, а этруски смешались с другими италиками и римлянами.
Этрусское искусство богато памятниками и разнообразно в своих художественных формах. В высшей степени характерны для этрусского искусства погребальные сооружения, их украшения и инвентарь. От многочисленных цветущих городов Этрурии осталось чрезвычайно мало — это главным образом оборонительные стены, руины храмов и ничтожные остатки жилых домов. В руинах оборонительных стен, опоясывавших этрусские города на юге и в центре страны, мы находим остатки городских ворот, перекрытых различными вариантами сводов, от самого простейшего, так называемого ложного свода до полуциркульного со значительным расстоянием между опорами.
Этрусские храмы известны в двух вариантах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным портиком (тип храма, описанный Витруви-ем) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри). Этрусские храмы в отличие от греческих стояли на высоком пьедестале — так называемом подиуме. Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колоннами, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так называемый этрусский, или тосканский, ордер, представлявший собой своеобразный этрусский вариант греческого дорического стиля. Колонны этого ордера не имели каннелюр, но включали базу и капитель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, несомненно, сложился под влиянием греческих архитектурных сооружений, возведенных в архаический период в пределах Великой Греции.
Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству — пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы и так называемые изолированно стоящие гробницы. Последние имели заупокойную камеру, располагающуюся ниже уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом — так называемой крепидой: этрусские гробницы этого тина оказали воздействие на архитектуру аналогичных сооружений Древнего Рима.
Архитектура заупокойных камер этрусских гробниц, с одной стороны, и дошедшие до нас этрусские погребальные урны — с другой, помогают определить облик этрусских жилых домов, прямоугольных в плане, перекрытых четырехскатными крышами с сильно свисающими концами. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, так называемый комплювий, через которое освещалось главное помещение дома — атриум, вокруг него располагались жилые и хозяйственные помещения. Тип жилых домов этрусков с атриумом продолжал развиваться в архитектуре республиканского Рима, где атриум составлял центр официальной половины римского жилого дома.
Изобразительное искусство этрусков 8—7 вв. до н.э. развивается под значительным влиянием восточного искусства со второй половины 7 в. до н.э. под влиянием греческого искусства.
Привозные художественные изделия Востока, серебряные чаши, кубки, греческие расписные вазы служили образцами для этрусских мастеров, которые смело перерабатывали, варьировали восточные и греческие мотивы, приспосабливали их в произведениях искусства согласно своим эстетическим требованиям. К 8—7 вв. до н.э. относятся знаменитые комплексы погребальных вещей из больших этрусских подземных склепов: великолепные золотые, серебряные и бронзовые предметы из могилы Регулини-Галаци близ Цере.
Во второй половине 7 в. до н.э. появляется украшение склепов росписью. Наиболее полное представление о стиле 7 в. до н.э. мы можем себе составить по росписи в гробнице Кампана в Вейях. Склеп вырезан в скале и состоит из двух камер с каменными ложами. Две каменные статуи львов фланкируют наружный вход. Стена против входа, по бокам двери во вторую камеру, украшена в два яруса росписью с изображением покойного верхом на коне в сопровождении демонов смерти, сфинкса и диких животных. Все фигуры обведены темным контуром, плоскости локально окрашены. Пропорции человеческих фигур соблюдены в общем правильно, но рисунок сухой и жесткий.
6 — начало 5 в. до н.э.— время расцвета экономического и политического положения Этрурии и расцвета ее искусства. В Тарквиниях процветают живописные мастерские, в Вейях работает знаменитый скульптор Вулка, которого римляне пригласили к себе для украшения храма Юпитера Капитолийского; Цере славится керамическими изделиями, Клузиум — пластикой из камня, особенно рельефами. Из греческого искусства этрусские художники используют не только художественные приемы, но заимствуют мифологические образы; Силен, Менада, Гермес, Аполлон, Геракл, Зевс теперь часто встречаются в этрусских произведениях.
Если в искусстве 7 в. до н.э. преобладали образы животных, реальных и фантастических, то теперь человек становится главной темой искусства. Появляются новые сюжеты в росписи и в рельефе: заупокойный пир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские игры.
В росписях и склепах встречаются элементы пейзажа, деревья, цветы, и в одном случае нам известен большой приморский пейзаж — это могила Охоты и Рыбной ловли (Тарквинии).
Форма художественного выражения в 6 в. до н.э. во многом условна. В живописи и рельефе это проявляется в расположении корпуса в фас при профильном положении бедер, глаза в фас при профиле лица. Условно раскрашено темно-коричневым мужское тело, а женское — светлым. Но вместе с тем этрусские мастера в течение 6 столетия до н. э. овладевают правильным построением пропорций, изображением разнообразных движений, выразительностью жеста. Большое внимание в этот период уделяется натюрморту — различной утвари, мебели, одеждам. Такова роспись могилы Львиц (Тарквинии).
В отличие от греческой этрусская скульптура создавалась не из мрамора (залежи которого были открыты на территории Италии лишь в 1 в. до н.э.), а из глины и_ бронзы либо из местных пород камня — известняка и травертина.
Замечательными образцами терракотовой скульптуры являются большие саркофаги с изображением на крышке возлежащих супругов, статуя Аполлона и части статуи Гермеса из Вей, а также многочисленные терракотовые раскрашенные антефиксы с головами Силена и Менады.
В первой половине 5 в. до н.э. усиливается влияние греческого классического искусства в этрусской живописи и пластике именно в пропорциях фигур, которые становятся более стройными, и в типе лица, приближающегося к середине 5 в. до н.э. к классическим формам.
Тяжелое время войн с Римом во второй половине 5—4 вв. до н.э. не могло не отразиться и в искусстве. Сокращается число роскошных расписных склепов в связи с обеднением многих старых знатных родов.
Под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строят из камня и фронтоны украшают терракотовыми скульптурами.
Живопись Этрурии конца 5—4 вв. до н.э. продолжает находиться под большим влиянием греческого искусства. Грандиозные композиции Полигнота, разработка живописных проблем в работах Зевксиса, Паррасия, Тиманфа и великих живописцев фиванско-аттической и сикионской школ 4 в. до н. э. знаменовали собою столь блестящий расцвет греческой живописи, что значение этого художественного явления вышло далеко за пределы Греции.
В росписях 6 в. и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров, музыки и танцев, состязаниям колесниц.В росписях конца 5—3 вв. до н.э. другое настроение: мрачные картины подземного мира, неумолимые строгие владыки Аида — Плутон и Прозерпина, страшные демоны — чудовища, угрожающие покойным и терзающие их. Если еще и рисуются картины заупокойных пиров, то участники их полны грусти и печали.
Замечательными примерами росписи этого периода являются могила Чудовища в Тарквиниях (Рис. 197) и могила Щитов (Тарквинии) (Рис. 198).
В 3—2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй хозяйственный и культурный подъем, хотя и не такой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н.э. Искусство и этого периода продолжает развиваться по двум главным направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое—традиционно-местное.
Яркая самобытность этрусского искусства больше всего проявилась в этот период в скульптурном портрете. Теперь широко входит в погребальный обычай захоронение в саркофагах и урнах из терракоты, реже камня, с изображением возлежащего покойного на крышке. Портрет на саркофаге или урне чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического. Все они отличаются большой портретной точностью, без всякой идеализации передающей нам облик этрусков (Рис. 199).
Хотя в начале 1 в. до н.э. началась интенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продолжают работать в старых традициях. К числу таких позднеэтрусских памятников принадлежит большая бронзовая статуя оратора; на статуе начертано по-этрусски имя оратора — Авл Метелл (Рис. 200).
Искусство этрусков оставило значительный след в истории мировой культуры и повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Основа этрусской художественной культуры - система идеологических, религиозных взглядов. Как их отражение - строительство в Этрурии храмов и усыпальниц. С их декорировкой связано развитие этрусской пластики и живописи. Этрусская скульптура из обожженной глины и бронзы поражает образной силой и техническим мастерством. Знаменитая работа этрусского скульптора Вулки «Капитолийская волчица» на долгие века стала символом города Рима. Рим - завоеватель Этрурии, взял за основу своего художественного развития достижения этрусков в градостроении, культовом зодчестве, пластике, общественном устройстве.