Прединвестиционная фаза проекта

1. Поиск инвестиционных концепций

2. Установление целевых параметров инвестиционного проекта

3. Предпроектный анализ инвестиционных возможностей и

технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта

4. Заключение по проекту и решение об инвестировании

Инвестиционная фаза проекта

1. Переговоры и заключение контрактов

2. Проектирование

3. Строительство

4. Обучение кадров

5. Закупка материальных ресурсов и создание их запасов

Эксплуатационная фаза проекта

1. Приемка и запуск проекта

2. Производство и реализация продукции

3. Ремонт, модернизация и замена оборудования

4. Развитие производства, совершенствование выпускаемой продукции

Рис. 3. Содержание фаз жизненного цикла инвестиционного проекта

Итоговым документом прединвестиционной фазы является инвестиционный бизнес-план. Инвестиционный бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Он представляется предприятиями в различные структуры (для участия в конкурсе на получение государственной поддержки, в коммерческие банки, иные предприятия). В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по Промышленному Развитию) инвестиционный бизнес-план должен содержать следующие разделы (см. рис. 4):

Резюме

дается характеристика проекта, раскрывающая его направленность, сроки реализации и другие параметры, позволяющие инвестору решить вопрос о целесообразности участии в нем

Предпосылки и основная идея проекта

включает перечень наиболее важных параметров проекта: регион расположения, график реализации и др.

Анализ рынка и концепция маркетинга

включает результаты маркетинговых исследований, с обоснованием концепции маркетинга

включает перечень видов используемого сырья и материалов, анализ наличия сырья в регионе, программу поставок сырья и материалов и связанных с ними затрат

Сырье и поставки

Местоположение и окружающая среда

содержит описание местоположения объекта, воздействие на окружающую среду, оценку затрат по освоению строительного участка

содержит производственную программу, обоснование технологии, перечень необходимых машин и оборудования, оценку связанных с этим затрат

Проектирование и технология

Организация управления

включает организационную схему и систему управления предприятием, затраты, связанные с организацией управления

Трудовые ресурсы

содержит требования к функциям и категориям персонала, план набора и обучения работников, оценку связанных с этим затрат

Планирование реализации проекта

содержит обоснование отдельных стадии осуществления проекта, график и бюджет реализации проекта

Финансовый план и оценка эффективности инвестиций

содержит финансовый прогноз, оценку совокупного объема инвестиционных затрат, методы и результаты оценки эффективности инвестиций, оценку инвестиционных рисков

Рис. 4. Разделы инвестиционного бизнес-плана

Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Консультанты помогают правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта, придать «товарный» вид бизнес-плану.

Инвестиционная фаза или фаза внедрения проекта включает консультационные и проектные работы, в том числе детальную проработку и заключение контрактов, оценку предложений и проведение переговоров, приобретение земли, строительные работы, установку оборудования, набор и обучение персонала, приобретение материальных ресурсов в соответствии с утвержденным инвестиционным бизнес-планом.

Эксплуатационная фаза включает не только процесс производства и сбыта продукции, но и контроль за достижением намеченных в инвестиционном бизнес-плане результатов. При этом решаются следующие задачи: достижение запланированного объема производства и реализации продукции; оплата связанных с инвестиционным проектом финансовых обязательств; возврат затраченных на инвестиционный проект средств и получение дохода не ниже запланированного (и/или иного эффекта) в расчетный срок.

Содержание и продолжительность каждой фазы инвестиционного цикла определяются особенностями инвестиционных проектов. В зависимости от масштабов инвестиционные проекты могут осуществляться по полному инвестиционному циклу, включающему весь комплекс работ по проектированию и строительству объекта, а также по неполному циклу. В последнем случае это инвестиционные проекты, направленные на повышение технического уровня производства или освоение новой продукции на действующих или модернизированных мощностях. Одной из важнейших проблем управления инвестиционным проектом является сокращение периода первых двух фаз и увеличение последней в целях повышения его реализации.

Закрытие проекта.

Закрытие проекта – это процедуры по завершению договорных обязательств между участниками проекта, а также комплекс организационных мероприятий по доведению ряда административных задач.

Как следует из зарубежного опыта (в отечественной практике отсутствуют нормативные документы, регламентирующие процесс закрытия проекта), закрытие проекта осуществляется в несколько этапов:

1 этап – проверка финансовой отчетности заказчика и подрядчика;

2 этап – паспортизация. Заключается в регистрации заказчиком ранее предоставленной ему документации на предмет ее соответствия существующим нормам, стандартам, техническим условиям (например, различные сертификаты качества, паспорта на оборудование). При правильно организованном процессе управления проектом вопросы паспортизации должны решаться своевременно, т.е. не только на этапе его закрытия, а на более ранних стадиях выполнения проекта;

3 этап – выявление невыполненных обязательств. Должно производиться постоянно в течение всего времени выполнения проекта. На этапе закрытия проекта все выявленные невыполненные обязательства должны быть полностью завершены;

4 этап – завершение невыполненных обязательств. На этом этапе предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок в соответствии с требованиями заказчика. При этом должна быть урегулирована финансовая часть этих обязательств. Например, вместо устранения недоделок в случае дороговизны и большой длительности этого процесса подрядчик платит заказчику штраф. Это обходится ему дешевле исправления;

5 этап – окончательный расчет, т.е. выписка счета для осуществления окончательного платежа: сопровождает закрытие проекта. При окончательных расчетах в контракте могут быть предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков строительства, а также возможность вознаграждения подрядчика за экономию издержек производства;

6 этап – подготовка итогового отчета.Осуществляетсяпризавершениипроекта. В итоговом отчете описываются все проблемы строительства, пуско-наладки и организации эксплуатации. Этот отчет отражает опыт реализации проекта и используется для разработки последующих аналогичных проектов;

7 этап – гарантийное обслуживание. Осуществляется после закрытия проекта специальной функциональной группой, а не командой проекта;

8 этап – демобилизация; включает в себя: расформирование организационной структуры проекта и его команды, возврат арендованного имущества и оборудования, реализацию оставшихся ресурсов.

7.3. Послепроектное обслуживание объекта

Послепроектное обслуживание объекта включает мероприятия по его гарантийному обслуживанию, подготовку кадров для эксплуатации созданного объекта, а также накопление данных для реализации последующих проектов.

Гарантийное обслуживание созданного объекта представляет собой комплекс мероприятий, которые осуществляются специальной функциональной группой исполнителя, ответственной за этот процесс. Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте. Они предусматривают:

  1. определение начала срока гарантийного обслуживания и его продолжительности;
  2. определение перечня и объема ремонтных работ, а также перечня запасных частей, передаваемых заказчику;
  3. наблюдение за вводом в эксплуатацию и началом выпуска продукции;
  4. определение допустимого режима работы оборудования и другие условия (например, ограничение ответственности).

Гарантийное обслуживание должно предусматривать передачу заказчику всей технической документации по смонтированному оборудованию, руководства по его эксплуатации, технологической документации по выпуску продукции, требований к сырью и материалам, а также программы обучения персонала.

На основе этих программ осуществляется подготовка кадров для эксплуатации созданного объекта. Обучение управленческого и производственного персонала организуется в форме курсов и семинаров. Обучение включает теоретические основы и практические знания. Сроки обучения определяются в зависимости от объема и сложности оборудования и технологии производства продукции.

В рамках проведения послепроектных мероприятий производится накопление данных для реализации последующих проектов. Оно позволяет:

  1. учесть ошибки, сделанные в ходе реализации проекта;
  2. принимать более эффективные управленческие решения;
  3. изучить влияние различных факторов на ход планирования и реализации проекта;
  4. использовать имеющиеся формы документов и отчетов для подготовки и реализации новых проектов.

Вследствие значительного объема исходной информации о ходе развития работ по проекту используются различные автоматизированные системы, которые включают базы данных по различным показателям и аспектам реализации проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: