Концепция процесcного подхода изложена в стандарте ISO 9001:2000, представляющем управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций или действий. Процессный подход - систематическая идентификация и управление различными процессами организации, и, в особенности, взаимосвязями между процессами, могут рассматриваться как подход, основанныи на процессах, или процессный подход. Стандарт ISO 90012008 определяет процессный подход как непрерывную серию взаимосвязанных функций и действий, кроме того такой процесс можно определить как микроструктурируемый, поскольку он выполняется не только на верхних стратегических уровнях, но и на самых низких операционных уровнях дробление процесса позволяет определить микрооперации, взаимодействие которых позволит принимать более эффективные управленческие решения, и таким образом выводить организацию на новый этап развития.
Стандарт ISO выделяет следующие факторы, влияющие на создание менеджмента качества внешняя среда организации, изменения и риски, связанные с этой средой, изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, размер и структура организации, ориентация на процессы. Последний фактор определяет процессный подход. как новый подход к управлению.
|
|
При таком подходе таможенная система рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. При этом:
- каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей,
- создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах,
- определение границ любого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволяет обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;
- при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск субоптимизации,
- при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс, удается избежать распределения ответственности по фрагментам,
- управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля времени выполнения работ и ресурсов.
Каждый отдельный процесс имеет поставщика и потребителя, как это показано на рис. 9. Эта модель поставщик/потребитель — центральная для понимания процессного подхода.
Понятие бизнес-процесс содержит два элемента: бизнес и процесс
. Процесс - некоторая логическая последовательность связанных действий преобразующих вход в результаты или в выход
Бизнес-процесс - цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы организации для предоставления услуг или создания материальной продукции, удовлетворяющих внутренних или внешних потребителей
|
|
Опираясь на это определение, можно все действия внутри таможенной системы рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как часть
51. Ситуационный подход в управлении. Методологическая процедура ситуационного подхода.
Ситуационный подход – концентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией.
В ситуационном подходе принятие решений ставится в прямую зависимость от анализа факторов внешней среды. Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Методологическую процедуру ситуационного подхода можно представить следующими основными этапами:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, теоретических основ управления, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений).
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации (Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия как положительные, так и отрицательные - применения данной методики или концепции)
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. (Необходимо определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект можно ожидать от их воздействия).
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы принятия решений с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих и прогнозируемых обстоятельств.