УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Для учащихся специальности
2 – 25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
Разработчик: преподаватель А. В. Демьянова
Г. Гомель, 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 7
ТЕМА 1.ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА.. 9
1. Отрасль промышленности, её влияние на организацию учета.
2. Виды производств, их влияние на организацию учета.
3. Основные, вспомогательные и непромышленные производства, их влияние на организацию учета.
ТЕМА 2.УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.. 11
Документальное оформление и учёт кассовых операций. 11
1. Правила ведения кассовых операций.
2. Документальное оформление кассовых операций.
3. Учёт кассовых операций.
Документальное оформление и учёт операций по расчётному счёту в банке. 13
1. Порядок открытия расчетного чета в банке.
2. Документаль+ное оформление операций по расчётному счёту.
|
|
3. Учёт операций по движению денежных средств на расчётном счёте.
Документальное оформление и учёт операций по специальным счетам в банке. 15
1. Документальное оформление и учёт операций с аккредитивами.
2. Документальное оформление и учёт операций с лимитированными чековыми книжками.
Документальное оформление и учёт расчётов с подотчётными лицами. 17
1. Документальное оформление расчётов с подотчётными лицами.
2. Учёт расчётов с подотчётными лицами.
ТЕМА 3.УЧЁТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ... 18
Задачи учёта труда и заработной платы. Формы оплаты труда и виды заработной платы. Оперативный учёт работников предприятия. 18
1. Задачи учёта труда и заработной платы.
2. Формы оплаты труда и виды заработной платы.
3. Классификация персонала. Оперативный учёт работников предприятия.
Документальное оформление и порядок начисления заработной платы повременщикам.. 20
1. Документальное оформление начисления заработной платы повременщикам.
2. Порядок начисления заработной платы повременщикам.
Документальное оформление и порядок начисления заработной платы сдельщикам.. 21
1. Документальное оформление выработки рабочих-сдельщиков.
2. Документальное оформление отклонений от норм условий труда.
3. Порядок начисления заработной платы сдельщикам.
Порядок начисления доплат к заработной плате. 24
1. Расчёт доплаты за работу в выходные и праздничные дни.
2. Начисление доплаты за работу в сверхурочное время.
3. Расчёт доплаты за работу в ночное время.
4. Начисление доплаты за совмещение профессий (выполнение обязанностей временно отсутствующего работника).
|
|
Порядок начисления дополнительной заработной платы.. 25
1. Начисление заработной платы за дни отпуска.
2. Начисление заработной платы за время выполнения государственных и общественных обязанностей.
3. Оплата льготных часов подросткам.
4. Оплата при невыполнении норм выработки, браке и простое.
5. Порядок выплаты выходного пособия.
Учет расчетов с Фондом социальной защиты населения. 28
1. Учет расходов по формированию средств Фонда социальной Защиты населения.
2. Порядок начисления пособий за счет средств социального страхования.
Учет удержаний и вычетов из заработной платы.. 30
Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда. 32
1. Порядок обработки документов по заработной плате.
2. Аналитический учет расчетов по оплате труда.
3. Синтетический учет расчетов по оплате труда.
ТЕМА 4.УЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.. 34
Классификация и оценка производственных запасов. Переоценка материальных ценностей 34
1. Производственные запасы, их классификация.
2. Оценка материальных ценностей.
3. Переоценка производственных запасов.
Документальное оформление и учёт поступления материалов. 35
1. Документальное оформление поступления материалов.
2. Учёт поступления материалов.
Документальное оформление и учёт отпуска материалов. 38
1. Документальное оформление отпуска материалов.
2. Учёт отпуска материалов.
Организация складского учета материалов и его связь с бухгалтерией. 40
Особенности учета горюче - смазочных материалов. 40
1. Учет приобретения электронной карты.
2. Учет приобретения топлива по электронным картам.
3. Учет приобретения топлива за наличный расчет.
4. Учет списания топлива.
Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации материальных ценностей 43
1. Порядок проведения, документального оформления инвентаризации.
2. Учет результатов инвентаризации.
Особенности учета инвентаря, хозяйственных принадлежностей, спецоснастки и спецодежды 45
1. Классификация средств труда, находящихся в обороте.
2. Учет поступления средств находящихся в обороте.
3. Особенности учета инструментов, инвентаря и спецодежды.
ТЕМА 5.УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 47
Понятие об основных средствах. Организация аналитического учёта основных средств. 47
1. Понятие основных средств, их классификация и оценка.
2. Организация аналитического учёта основных средств.
Документальное оформление и учёт поступления основных средств. 49
1. Документальное оформление поступления основных средств.
2. Учёт поступления основных средств.
Документальное оформление и учёт выбытия основных средств. 51
1. Документальное оформление выбытия основных средств.
2. Учёт выбытия основных средств.
Документальное оформление и учёт затрат по восстановлению основных средств. 54
1. Источники финансирования и способы восстановления основных средств.
2. Документальное оформление работ по восстановлению основных средств.
3. Учет резерва на ремонт основных средств.
4. Учёт затрат по ремонту, выполняемому хозяйственным способом.
5. Учёт затрат по ремонту, выполняемому подрядным способом.
6. Учет затрат по модернизации и реконструкции основных средств.
Порядок начисления и учёт износа основных средств. 57
1. Порядок начисления амортизации основных средств.
2. Учет амортизации основных средств.
Инвентаризация основных средств и нематериальных активов. 59
1. Порядок проведения и документального оформления инвентаризации основных средств.
2.Учет результатов инвентаризации основных средств.
Переоценка основных средств. 60
Учет аренды основных средств. 61
1. Сущность аренды, её виды.
2. Учет арендованных основных средств.
Учет лизинговых операций. 63
1. Сущность лизинга, его виды.
|
|
2. Учет лизинговых операций.
ТЕМА 6.УЧЁТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.. 66
1. Понятие нематериальных активов, их классификация и оценка.
2. Документальное оформление и учет поступления нематериальных активов.
3. Порядок начисления амортизации нематериальных активов.
4. Документальное оформление и учет выбытия нематериальных активов.
ТЕМА 7.УЧЁТ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ... 72
Капитальные вложения (инвестиции), их состав и организация учета, источники финансирования. Учет капитальных вложений у застройщика. 72
1. Капитальные вложения (инвестиции), их состав и организация учета, источники финансирования.
2. Учет капитальных вложений у застройщика при хозяйственном способе ведения работ.
3. Учет капитальных вложений у застройщика при подрядном способе ведения работ.
Учет затрат на строительные работы. Порядок учета затрат на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа. 76
1. Учет затрат на строительные работы.
2. Порядок учета затрат на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа.
Учет законченных строительством объектов основных средств и определение их инвентарной стоимости. Учет незавершенного строительного производства. 78
1. Учет законченных строительством объектов и порядок определения инвентарной стоимости объектов.
2. Учет затрат не увеличивающих инвентарную стоимость.
3.Учет незавершенного строительного производства.
ТЕМА 8.УЧЁТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИ, РАБОТ, УСЛУГ.. 79
Структура себестоимости и группировка затрат. Задачи учета производственных затрат. 79
1. Понятие себестоимости продукции, её состав.
2. Группировка затрат на производство продукции по экономическим элементам и статьям калькуляции.
3. Классификация затрат на производство продукции.
4. Особенности учета нормируемых затрат в целях налогообложения.
5. Задачи учета производственных затрат.
Номенклатура, учёт и порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. 83
1. Номенклатура общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
|
|
2. Учёт общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
3. Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Учёт затрат вспомогательного производства. 86
1. Вспомогательные производства, их классификация.
2. Учёт затрат вспомогательных производств.
3. Распределение услуг вспомогательных производств по потребителям.
Учёт брака продукции и потерь от простоев. Учёт незавершённого производства. 88
1. Учет брака продукции.
2. Учёт потерь от простоев.
3. Учет незавершённого производства.
Синтетический и аналитический учет затрат на производство продукции. 90
Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств. 92
Методы учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. 94
ТЕМА 9.УЧЁТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.. 95
Понятие готовой продукции, задачи её учёта. Состав и оценка готовой продукции. 95
1. Готовая продукция, задачи её учёта.
2. Состав готовой продукции.
3. Оценка готовой продукции.
Документальное оформление и учёт выпуска готовой продукции. 96
Учёт готовой продукции на складе и в бухгалтерии. 97
Документальное оформление и учёт отгруженной продукции. 98
1. Документальное оформление отгрузки продукции.
2. Учет отгруженной продукции.
Учёт расходов на реализацию. 99
1. Состав коммерческих расходов, их учёт.
2. Порядок распределения коммерческих расходов.
Учёт реализации продукции. Оперативный контроль за выполнением договорных обязательств. 100
1. Оперативный контроль за выполнением договорных обязательств.
2. Расчёт фактической себестоимости отгруженной и реализованной продукции.
3. Учёт реализации продукции.
ТЕМА 10.УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.. 102
Организация безналичных расчетов. 102
Учет расчетов с поставщиками. 104
Учет расчетов с покупателями. 105
Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. 105
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. 106
Учет расчетов с органами социального страхования. 107
Учет расчетов с учредителями. 108
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 109
Учет внутрихозяйственных расчетов. 110
Учет кредитов банка. 111
Инвентаризация расчетов. 112
ТЕМА 11.УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 113
Общие принципы учета валютных операций. 113
1. Задачи учета валютных операций. Общие принципы учета валютных ценностей и операций.
2. Оценка валютных средств в текущем учете.
Учет кассовых операций в иностранной валюте и его особенности. 115
1. Документальное оформление кассовых операций в иностранной валюте.
2. Учет кассовых операций в иностранной валюте.
Учет расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам за пределами Республики Беларусь. 118
1. Документальное оформление направления работников в служебные командировки в страны ближнего и дальнего зарубежья.
2. Порядок оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу.
3. Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами по командировкам в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Учет операций по валютным счетам. 121
1. Виды валютных счетов, открываемых в банках, их назначение.
2. Порядок распределения валютной выручки. Документальное оформление и учет операций по продаже иностранной валюты.
3. Документальное оформление и учет операций по покупке иностранной валюты.
4. Документальное оформление и учет операций по движению денежных средств на валютных счетах в банках.
Учет экспортно-импортных операций. 124
1. Внешнеторговый контракт. Базисные условия поставки товаров.
2. Документация по экспортно-импортным операциям.
3. Учет экспортных операций.
4. Учет импортных операций.
ТЕМА 12.УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ИНВЕСТИЦИЙ) 128
Финансовые вложения, их оценка и классификация. 128
Учет акций у эмитентов и инвесторов. 129
1. Учет акций у эмитентов.
2. Учет акций у инвесторов.
Учет облигаций у эмитентов и инвесторов. 131
1. Учет облигаций у инвесторов.
2. Учет облигаций у эмитентов.
ТЕМА 13.УЧЕТ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗАЦИИ.. 134
Учет уставного фонда. 134
Учет резервного и добавочного фонда. 136
1. Учет резервного фонда.
2. Учет добавочного фонда.
Учет резервов предприятия. 139
1. Учет резервов предстоящих расходов и платежей.
2. Учет резерва по сомнительным долгам.
ТЕМА 14.УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.. 141
Учет финансовых результатов от уставных видов деятельности. 141
Учет операционных и внереализационных доходов и расходов. 142
1. Учёт финансовых результатов от операционной деятельности.
2.Учет финансовых результатов от внереализационной деятельности.
Формирование конечного финансового результата. Реформация баланса. 144
1. Порядок формирования и учет конечного финансового результата.
2. Реформация баланса.
ТЕМА 15.БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ. 145
Отчетность организации, ее классификация. Требование, предъявляемые к отчетности. 145
1. Отчетность организации, требование, предъявляемые к ней.
2. Виды отчетности.
Годовой отчет организации. 147
Порядок составления, представления и утверждения годовой отчетности. 150
Сводная консолидированная отчетность. 151
1. Сущность консолидированной отчетности.
2. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности.
3. Методика составления консолидированной отчетности.
Учетная политика предприятия. 154
ЛИТЕРАТУРА.. 156
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет - важный инструмент управления. Его обязаны вести зарегистрированные на соответствующей территории предприятия (учреждения), являющиеся юридическими лицами, независимо от их вида, форм собственности и ведомственной подчиненности.
Бухгалтерский учет представляет систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Бухгалтерский учет по сравнению с другими видами хозяйственного учета имеет ряд особенностей:
ü является сплошным и непрерывным во времени, то есть осуществляется сплошное и непрерывное наблюдение хозяйственных процессов и явлений;
ü строго документирован. Это значит, что каждая операция должна отражаться в бухгалтерском учете на основании документов, что придает им юридическую силу;
ü использует специфические приемы и способы отражения и контроля хозяйственной деятельности организации (счета и двойная запись, бухгалтерский баланс, инвентаризация и др.);
ü применяет все три вида измерителей;
ü организуется в рамках отдельных субъектов хозяйствования.
В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций.
Информационная функция присуща бухгалтерскому учету, так как по своей сути учет - это система, осуществляющая сбор, измерение, обработку и передачу информации о хозяйственных процессах определенного субъекта хозяйствования.) Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, а также в налогообложении, планировании, прогнозировании, выработке тактики' и стратегии деятельности предприятия.
Контрольная функция, с помощью которой в процессе сбора и регистрации информации о фактах хозяйственной деятельности в системе бухгалтерского учета одновременно производится контроль законности совершенных операций, правильности документального оформления, логический и арифметический контроль.
Плановая функция, которая требует от системы бухгалтерского учета своевременного представления информации не только о текущих операциях, но и о предполагаемых изменениях, прогнозах.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» основными задачами бухгалтерского учета являются:
Ø своевременное формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций, их имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах. Информация используется внутренними и внешними пользователями в зависимости от целей принимаемых решений и уровней управления;
Ø обеспечение формирования учетной информации о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов согласно утвержденным нормам, нормативам и сметам. Этим самым обеспечивается государственное регулирование инициативы организаций в рамках действующего законодательства;
Ø своевременное предотвращение отрицательных результатов хозяйствования на основе установления целесообразности совершаемых хозяйственных операций;
Ø выявление резервов хозяйственной деятельности организаций и их эффективное использование для обеспечения финансовой устойчивости. Использование всех видов ресурсов в хозяйственной деятельности должно соответствовать установленным нормативам и сметам;
Ø обеспечение информацией, необходимой для контроля за исполнением налоговой политики, формирования налогооблагаемой базы.
Для решения указанных задач бухгалтерский учет должен отвечать следующим требованиям:
Ø Взаимосвязь учета с технологией производства предприятия.
Ø Правдивое отражение в учете налогового законодательства. Хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете должны соответствовать действующему законодательству и правовым документам.
Ø Своевременность. Используемая информация должна быть получена в установленные сроки. Иначе она стареет и теряет свою актуальность.
Ø Точность и объективность. Основной прием бухгалтерского учета - документальность. Документы бухгалтерского учета должны содержать в себе точную и объективную информацию о хозяйственных операциях предприятия.
Ø Ясность и доступность. Данные, поставляемые бухгалтерским учетом, должны быть ясными и понятными для всех пользователей.
Ø Полнота. Бухгалтерский учет должен охватывать все объекты предприятия и все совершаемые на нем хозяйственные операции.
Ø Рациональность. Организация бухгалтерского учета должна соответствовать наиболее рациональной форме его ведения с учетом специфику предприятия.
Основным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учетана предприятии является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором определены правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, установлены требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности. Закон регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Закон состоит из 18 статей.
В Законе закреплена обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях независимо от подчиненности и форм собственности.
Действие настоящего закона распространяется на: юридические лица, зарегистрированные на территории РБ; филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций; хозяйственные группы; простые товарищества; государственные органы; индивидуальных предпринимателей.
В качестве объектов, подлежащих учету, указываются конкретные средства (активы) и их источники (пассивы), составляющие имущество организаций.
В последующих статьях Закона:
- даны основные понятия, применяемые в данном Законе (аналитический учет, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, имущество, обязательства, план счетов, синтетический учет, типовой план счетов, учетная политика, хозяйственная деятельность, хозяйственная операция);
- определены общие вопросы государственного регулирования и организации учета, права и обязанности лиц, отвечающих за его ведение;
- уделено внимание вопросу учетной политике организации;
- изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- рассмотрен порядок документирования и регистрации хозяйственных операций и проведения инвентаризаций;
- изложены состав, принципы составления, порядок представления, публикации и хранения отчетности;
- раскрыта оценка имущества и обязательств;
- уделено внимание ответственности за нарушение законодательства РБ о бухгалтерском учете и отчетности.
Отдельные стороны его ведения затрагиваются и в других законодательных актах – налоговом законодательстве, указах Президента, постановлениях Правительства и т.д.
ТЕМА 1.