Организация, проводя в жизнь политику в области качества в рамках СМК осуществляет менеджмент качества продукции и процессов на основании 8 принципов, процессный подход - один из них. Внедрение СМК на малом предприятии. Основу представления организации (системы) представляет процесс. Сеть процессов и процесс – понятия условно относительные и определяются целым рядом факторов:
• целями классификации и описания;
• точкой зрения того, кто их определяет;
• контекстом;
• другими факторами.
Согласно стандарту процесс - совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечание 1. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
Примечание 2. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности»
В стандарте приведено следующее схематическое представление
процесса (рис. 1).
Рисунок 1- Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
|
|
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне
Внедрение СМК на малом предприятии:
Применение в организации системы процессов, наряду с ихидентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Преимущество данного процессного подхода заключается в «тотальном управлении, которое охватывает как отдельные процессы внутри системы процессов, так и их комбинации и взаимодействия. Причем очень существенна «…непрерывность управления» которую процессный подход обеспечивает на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также приих комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход
подчеркивает важность:
а) понимания требований и соответствия им;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной
ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном
измерении.
Системы менеджмента качества рассматриваются как часть общей системы руководства организацией, целью которой является эффективность и результативность работы компании. Качество конечной продукции определяется качеством процессов. Менеджмент качества в рамках системы качества сводится к руководству сетью процессов организации, которые «формируют» качество конечной продукции. В этом и состоит системный подход к руководству качеством, которое в свою очередь, определяет конкурентоспособность организации.
|
|
Классификация процессов:
Стандарт предполагает наличие следующих типовых процессов СМК:
Процессы управления СМК (ответственность руководства), например:
• Разработка целей и политики в области качества
• Определение ответственности, полномочий, каналов связи
• Анализ со стороны руководства
Процессы управления ресурсами, например:
• Определение и обеспечение ресурсами
• Человеческие ресурсы
• Определение инфраструктуры
• Определение рабочей среды
Процессы производства продукции и услуг, например:
• Процессы планирования
• Процессы, связанные с потребителем
• Процессы проектирования и разработки
• Процессы закупок
• Процессы производства и обслуживания
• Процессы измерения и контроля
Процессы измерения, анализа и улучшения:
• Процессы развертывания системы сбора данных о качестве
• Процессы контроля соответствия продукции и процессов, системы
качества
• Процессы анализа данных
• Процессы непрерывного улучшения