Расчеты между клиентами и производителями туристских и гостинично-ресторанных услуг в настоящее время чаще всего происходят в наличной форме.
Работа турфирмы построена так, что сначала она получает от клиента предоплату в размере 20 — 40% стоимости путевки, а после бронирования мест и полной оплаты тура фирма выдает клиенту саму путевку, которая является бланком строгой отчетности. При получении аванса пробивается чек. После полной оплаты путевки фирме нужно оформить возврат денег и выдать бланк строгой отчетности формы № ТУР-1 на всю стоимость тура.
Гостиница выписывает клиенту счет на предоплату в размере 40 — 50%. При выезде гостя проводится окончательный расчет.
В общественном питании оплата, как правило, происходит по окончании обслуживания гостя.
Организациям и индивидуальным предпринимателям разрешается вместо контрольно-кассовой техники (ККТ) применять бланки строгой отчетности. Чтобы бланк строгой отчетности был полноценной заменой кассового чека, его нужно правильно заполнить. Бланки строгой отчетности можно применять, если одновременно выполняются два условия:
|
|
1. организации и индивидуальные предприниматели применяют бланки строгой отчетности только при наличных расчетах с населением. Для расчетов с юридическими лицами необходимо применять ККТ;
2. бланки строгой отчетности применяются только при оказании услуг, но не при продаже товаров.
Расчеты наличными учитывают на счете 50 «Касса». Принимая во внимание большие обороты наличных денежных средств предприятий туризма и гостиничных сетей, в рабочем плане счетов к счету 50 предусматривают субсчета. Так, субсчет 1 «Касса организации» необходим для учета денежных средств по всей организации (так называемая главная касса). Субсчет 2 «Операционные кассы» служит для аккумулирования данных по кассе средства размещения, ресторана, магазина, стоянки автомашин и т. д. На субсчете 3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, оплаченные авиабилеты, туристские путевки и другие денежные документы. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам.
Главная касса является держателем всех наличных денежных средств. В учетной политике предприятия предусматривается, что главная касса организации располагается по местонахождению головной организации, а по местонахождению подразделений открываются операционные кассы. При этом в учетной политике следует отразить периодичность передачи остатков наличности из операционных касс подразделений в кассу головной организации. В главной кассе ведут кассовую книгу (форма № КО-4).
|
|
Деньги, которые старший кассир выдает из главной кассы гостиницы другим кассирам в бары, рестораны, службу приема и размещения, а также возврат наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям фиксируются в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).
Перед началом рабочего дня старший кассир выдает другим кассирам необходимые им для осуществления расходных операций суммы наличных денег, за которые они расписываются в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед старшим кассиром за деньги, полученные от него авансом и принятые в течение дня по приходным документам.
Кассиры на местах ведут журнал кассира-операциониста для учета операций по приходу и расходу наличных денег согласно чекам ККТ. Все записи в журнале кассир-операционист выполняет ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации. При совпадении показаний их заносят в журнал за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного менеджера.
В кафе и ресторанах, в которых используется ККТ, работающая без кассира-операциониста, ведется журнал показаний счетчиков ККМ.
Перед тем как сдать выручку, кассир-операционист составляет справку-отчет и вместе с ней по приходному ордеру сдает денежную наличность в главную кассу организации.
Для предприятий туристской отрасли, а также для гостиниц характерно наличие денежных документов, которые хранят их в кассах. При поступлении и выбытии денег выписывают приходный и расходный кассовые ордера. Денежные документы учитывают в сумме фактических затрат на их приобретение. Унифицированных форм для учета денежных документов не существует.
С появлением пластиковых карт и интернет-магазинов получила широкое распространение система электронных платежей.
Турфирмы, гостиницы, рестораны расширяют ассортимент предлагаемых услуг с помощью электронных платежей известных мировых систем и кредитных организаций.
Для того чтобы организация могла обслуживать своих клиентов в условиях электронной обработки документов по оплате услуг необходимо создать свой Web-сайт, зарегистрировать доменное имя и заключить договор с провайдером. На сайте организация размещает информацию о себе, предоставляемых услугах, а также о способах оплаты. Это могут быть:
· перевод денежных средств через банк-эквайринг с помощью пластиковых карт (MasterCard, Visa, Diners Club и др.);
· оплата с помощью одной из платежных систем Интернета (Web- Money, Яндекс.Деньги, CyberPlat, PayCash, E-gold, E-port и др.)
Операции по пластиковым картам регулируются постановлением Банка России от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Эквайринг — деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями индустрии туризма по операциям, совершаемым с использованием банковских карт.
Для проведения расчетов между банком и предприятием заключается договор интернет-эквайринга. По такому договору банк открывает счет, на который клиенты будут перечислять платежи по электронным картам. Интернет-эквайринг — прием к оплате услуг по туристскому и гостиничному обслуживанию в интернет-магазине пластиковых карт международных платежных систем (Visa, MasterCard). Большинство банков предоставляют свои услуги на следующих условиях:
|
|
· бесплатная установка на территории предприятия необходимого оборудования;
· обучение сотрудников предприятия правилам обслуживания держателей карт и оформления операций с использованием карт;
· бесплатное предоставление расходных материалов на оборудование;
· бесплатная инкассация слипов (специальных чеков оплаты по картам);
· консультации в случае возникновения затруднений при оформлении операций оплаты по картам и др.
Преимущества данной формы расчетов заключаются в том, что услуги оплачиваются при приеме заказа, не требуется принимать наличные, оплата осуществляется в режиме «24 часа в сутки 7 дней в неделю».
Расчеты с использованием карт на территории РБ проводятся в рублях, за исключением случаев, предусмотренных валютным законодательством. Значит, несмотря на то что сами карты могут быть оформлены в любой валюте, движение средств по ним отражается в рублях.
В зависимости от объема операций эквайринг возможен с применением следующих типов оборудования:
· импринтеров;
· платежных терминалов;
· специализированных кассовых аппаратов.
Импринтер — механическое устройство, служащее для оформления слипа.
Платежный терминал — электронное устройство, подключенное по каналам связи непосредственно к процессинговому центру (POS-терминал).
При проведении платежа через терминал кассир помещает карту в считывающее устройство, и все дальнейшие необходимые действия выполняются в автоматическом режиме:
1. терминал считывает информацию с карты;
2. проводит авторизацию;
3. оформляет чек;
4. периодически отсылает в процессинговый центр информацию о совершенных операциях.
Наличие терминала позволяет принимать к оплате электронные карты Visa Electron, Cirrus/Maestro и MasterCard, а также значительно ускоряет проведение операций и сокращает срок возмещения средств по проведенным операциям.
Специализированные кассовые аппараты имеют интегрированный (т. е. встроенный) платежный терминал, выполняющий те же функции.
|
|
При совершении операций с использованием электронного терминала формируется электронный журнал, который поступает в процессинговый центр в момент совершения операции.
Для целей бухгалтерского учета расходы на оплату услуг банка по изготовлению пластиковых банковских карт квалифицируются как прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), поэтому в бухгалтерском учете организации выполняется проводка: Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 51 «Расчетные счета».
Услуги банка по изготовлению пластиковых карт, подключению к системе электронных платежей, переводу денежных средств включаются в состав внереализационных расходов.