Проектировать – значит на основе прогноза создавать такие технологии,
использование которых при построении реального действия молодых людей
должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит
развитие всех участников социальной деятельности
Принципы
прогнозирование последствий реализации проекта;
саморазвитие;
мотивационное обеспечение;
технологичность проекта;
опора на опыт
Можно выделить следующие виды социально-педагогических
проектов: кон цепция, модель, программа и план.
Создание всех видов проектов предполагает осуществление
педаго гического конструирования (создание конструкта) — даль-
нейшей дета лизации проекта, приближающей его для использо-
вания в кон кретных условиях реальными участниками воспита-
тельных отношений.
Концепция — это одна из форм, посредством которой излагаются
основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исход-
ные прин ципы построения педагогических систем или процессов.
|
|
Как правило, кон цепция строится на результатах научных иссле-
дований, хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной,
но все-таки имеет большое практи ческое значение. Назначение
концепции — изложить теорию в конструк тивной, прикладной
форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только
те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практи-
ческого воплощения в той или иной системе, процессе.
Любая социально-педагогическая концепция процесса пре-
дусматривает описа ние предполагаемой технологии организации
молодежной работы. Примером этого вида проектирования явля-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическая инноватика и проектная деятельность
в молодежной работе
117
ется создание концепции молодежного правительства в регионе,
концепции информационного обеспечения молодежи, которая
включает в себя перспективные цели и задачи, основные принципы
и идеи их осуществления.
Модель — аналог социально-педагогического процесса, в ко-
тором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними.
Примером модели может слу жить модель развития самоуправле-
ния в молодежной организации, в кото рой отражаются движущая
сила этого процесса (формирование мотива группового действия),
этапы процесса и определяется характер связи меж ду ними.
Программа выполняет конструктивную функцию. В ней
предлагает ся выстраивание конкретных шагов по достижению
спроектированного облика (модели). Программа отражает кон-
цептуальные замыслы и предла гает главные пути реализации этого
|
|
замысла. Она носит методический ха рактер и является средством
(инструментом) организации работы с молодежью.
План — это документ, в котором даются перечень дел (мероприя-
тий), порядок и место их проведения. Планирование определяет
последо вательность действий, структурированных как целостность
(план деятельности молодежного объединения, план мероприя-
тий молодежного агентства на год, план проведения молодежной
акции и т.п.).
Особое значение для организации работы с молодежью имеет
проектирование плана различных дел, мероприятий. При этом
формой проектирования может выступать коллективное творчес-
кое планирование.
Проектирование есть механизм разработки техноло гии в соци-
ально-педагогической теории и практике.
Этапы проектирования педагоги ческой деятельности наглядно
показывают, как производится постепенный переход от возник-
новения идеи до ее внедрения. В ходе проектирования целевые
идеи могут так значительно перерабатываться, приближаясь к кон-
кретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно
отли чаться от первоначальной модели.
На примере разработки проекта деятельности молодежного объ-
единения мы представим этапы этого проектирования: