Экономическая часть проекта

 

При внедрении разрабатываемого стенда по ошиповке шин уменьшается трудоемкость работ по ошиповке и повышается их качество.

Экономическая оценка проекта осуществляется с использованием чистой приведенной величины дохода (Net Present Value - NPV).

NPV представляет собой разность между приведенными к началу реализации проекта поступлениями от реализации проекта и инвестиционным затратами, то есть сумму дисконтированного чистого денежного потока за период реализации проекта.

 

NPV = , (8.1)

 

где Т – продолжительность реализации проекта, лет;

t – год реализации проекта, год;

NCFt – чистый денежный поток года t;

RV – коэффициент дисконтирования в году t.

В силу того, что дипломный проект по инженерной специальности, анализ и расчет денежных потоков носит усеченный характер, и в определенной степени является условным. Данное обстоятельство обусловлено трудностью определения влияния экономического эффекта технического решения дипломного проекта на экономические показатели деятельности предприятия в целом. Поэтому при определении чистого денежного потока возможны следующие допущения:

- в качестве поступления от продаж принимаются экономические эффекты, возникающие на предприятии в результате внедрения предполагаемого проекта;

- инвестиции являются факультативными показателями и принимаются больше нуля;

- проценты по кредитам принимаются равным нулю;

- налоги и прочие выплаты принимаются равными нулю, в случае, если проектное решение носит локальный характер и не очевидную в масштабах деятельности СТОА как хозяйствующего субъекта.

Абсолютная стоимость реализации проекта SАБС определяется по формуле:

 

SАБС = SИЗГ + SЭКСПЛ + SЭН, руб., (9.2)

 

где SИЗГ - затраты, связанные с изготовлением (приобретением) материального носителя функции. В состав этих затрат входят затраты на проектирование, изготовление, пуско-наладочные работы, обучение персонала, руб;

SЭКСПЛ - эксплуатационные затраты. В состав которых входят затраты на выплату заработной платы слесарю и затраты, связанные с обслуживанием и ремонтом объекта, руб;

SЭН - энергозатраты на реализацию функции, руб;

Затраты SИЗГ производятся однократно и поэтому причисляются к инвестициям. Распишем требуемые капитальные вложения по статьям:

- затраты, связанные с проектированием и изготовлением стенда - 12000 руб;

- пуско-наладочные работы - 1200 руб;

- затраты, связанные с обучением слесаря для работы на спроектированном стенде - 1000 руб.

 

Итого: необходимые инвестиции составляют сумму:

SИЗГ =14200 руб. Данное значение заносим в таблицу 6.2.

В отличие от затрат SИЗГ, эксплуатационные затраты SЭКСПЛ производятся каждый раз при выполнении работы и складываются из затрат:

1. Затраты на оплату труда:

SЗП = T × С ×Kq × Kдоп × Kосн, руб., (8.3)

 

где T - трудоемкость выполнения работ, час;

С - часовая тарифная ставка, принимаем 9,5 руб;

Kq - коэффициент доплат к прямой заработной плате (поясной коэффициент), 1,15руб;

Kдоп - коэффициент дополнительной заработной платы, 1,20руб;

Kосн - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды, 1,36 руб;

2. Затраты, связанные с ремонтом и обслуживанием оборудования за год принимаем равными 3% от стоимости оборудования.

3. Затраты на расходные материалы (шипы) определяем по формуле

 

SРАС = NШ× СШ × NШИН × ДРГ, руб., (8.4)

 

где NШ – количество шипов расходуемых в среднем на одну шину, принимаем 90 шт;

СШ – стоимость одного шипа, руб;

NШИН – количество шин ошипованных в среднем в день, шт;

ДРГ – число дней работы в году, 253 дн.

4. Энергозатраты SЭН.

При ошиповке на уже имеющемся оборудовании энергетические затраты будут включать в себя:

- работа сверлильного станка, оборудованного электродвигателем мощностью 0,6 кВт в течении 10,836 минут;

- работа шиномонтажного стенда, с электродвигателем мощностью 1,2 кВт в течении 7,088 минут;

- работа балансировочного стенда, с электродвигателем мощностью 1,1 кВт в течение 11,127 минут;

При внедрении разработанного стенда для ошиповки шин потребление электроэнергии увеличится, так как стенд оборудован воздухораспределителями общей мощностью 0,3 кВт, продолжительность работы стенда составит 17,703 мин

Произведем расчет энергозатрат за квартал по формуле:

 

SЭН = S РЭ× СЭ × n, руб., (8.5)

 

где РЭ – мощность электродвигателя, кВт;

СЭ – стоимость одного кВт-ч для предприятий (1,2 руб/кВт-ч);

n – время работы стенда, час;

Эксплуатационные затраты и энергозатраты являются составляющими годовых затрат. Тогда годовые затраты:

 

SЗ. = SЭКСПЛ + SРАС + SЭН, руб., (8.6)

 

Произведем расчеты результатов, возникших на предприятии при внедрении предполагаемого проекта.

Определяем доходы, полученные от стенда за год по формуле:

SД = СР × NШИН × ДРГ, руб  (8.7)


где СР – стоимость ошиповки шины, руб;

NШИН – количество шин ошипованных в среднем в день, шт;

ДРГ – число дней работы в году, 253 дн.

Исходя из того, что стоимость ошиповки шины на предприятии стоит порядка 100 рублей, а также то, что при внедрении нового стенда для ошиповки шин трудоемкость снижается в 1,23 раза, а качество ошиповки улучшается, то можно принять стоимость ошиповки на новом оборудовании порядка 90 рублей. Вследствие этого ожидается увеличение среднего числа ошипованных шин с 0,8 шин в день до 1,4.

Прибыль предприятия за квартал при внедрении проекта будет рассчитываться по формуле:

 

П = SД. – SЗ, руб  (8.7)

 

Результаты расчета представлены в таблице 6.1 в сравнении со стендом уже установленном на СТОА.

 

Таблица 6.1 - Экономическая эффективность проекта

Наименование показателя Проектируемый стенд Установленный стенд
ЗАТРАТЫ    
Среднее количество ошипованных шин в день 1,4 0,8
Общая трудоемкость ошиповки, чел.ч 0,779 0,961
Затраты на заработную плату для ошиповки одной шины, руб 13,853 17,091
Затраты на заработную плату за год, руб 4906,575 3459,271
Затраты на обслуживание стенда, руб 360 90
Стоимость одного шипа, руб 0,4 0,4
Затраты на шипы в год, руб 12751,2 7286,4
Итого эксплуатационные затраты, руб 18017,775 10835,6
Общие энергозатраты, руб 160,591 137,869
Итого затраты 18178,366 10973,540
ДОХОДЫ    
Стоимость услуги, руб 90 100
Годовой доход, руб 31878 20240
Прибыль, руб 13699,634 9266,460

 

Для экономической оценки проекта используем коэффициент дисконтирования (PV – фактор) для года t, определяемый по формуле:

 

PVt = 1/(1+r)t

 

r – ставка дисконта.

В качестве значения ставки дисконта могут быть использованы действующие усредненные процентные ставки по долгосрочным кредитам банка. В сложившейся обстановке можно использовать в качестве ставки дисконтирования ставку Центрального Банка России, которая на сегодняшний день составляет 25% в год.

По формуле 6.1 определяем дисконтированный чистый денежный поток за период реализации проекта. Полученные результаты заносим в таблицу 6.2.

Путем вычитания из инвестиций ежеквартального дисконтированного чистого денежного потока средств (NPV), определяется период окупаемости проекта, т.е. период времени, за который дисконтированные поступления от результатов внедрения проектного решения превысят инвестиции. На рисунке 6.1 построена гистограмма прогноза денежных потоков, из которой видно, что период окупаемости для проекта составляет 1,37 года.

В результате проведенных расчетов можно сделать вывод: при внедрении данного проекта на СТОА-1ОАО "КурганоблАТО" можно добиться реального увеличения прибыли за короткий период окупаемости.

 


Таблица 6.2 – Прогноз денежных потоков.

Наименование показателей

Годы

Итого

0 1 2 3 4
1 2 3 4 5 6 7
Доходы, руб.   31878 31878 31878 31878 127512,00
Затраты, руб.   18178,37 18178,37 18178,37 18178,37 -72713,46
Эффект от проекта, руб   13699,63 13699,63 13699,63 13699,63 54798,54
Инвестиции, руб. –14200          
Коэффициент дисконтирования   0,800 0,640 0,512 0,410  
Чистый денежный поток средств, руб. –14200 10959,71 8767,77 7014,21 5611,37 32353,06
Дисконтированный чистый денежный поток с нарастающим итогом, руб. –14200 -3240,29 5527,47 12541,69 18153,06  

 

Рисунок 6.1 – Гистограмма окупаемости проекта.

 





Список литературы

 

1. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя» в 3-х томах, том 1 – М. «Машиностроени» 1980 – 728 с.

2. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя» в 3-х томах, том 2 – М. «Машиностроени» 1980 – 559 с.

3. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя» в 3-х томах, том 3 – М. «Машиностроени» 1980 – 557 с.

4. Павлов Я.М. «Детали машин». – Ленинград «Машиностроение» 1968 – 450 с.

5. Васильев В.И. «Основы проектирования технологического оборудования автотранспортных предприятий» учебное пособие – Курган 1992 – 88 с.

6. Васильев В.И. «Основы проектирования технологического оборудования автотранспортных предприятий» методические указания – Курган 1992 – 32 с.

7. Б.Л. Бухин Введение в механику пневматических шин. – М.: Химия, 1988, 224 с.

8. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – М.: Транспорт, 1985. – 232 с.

9. Рыбин Н.Н. Справочные материалы к курсовому и дипломному проектированию по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". – Курган: КГУ, 1997. - 102 с.

10. Фастовцев Г.Ф. Авто-техобслуживание. – М.: Машиностроение, 1985. – 256 с.

11. Рыбин Н.Н. Предприятия автосервиса. Производственно-техническая база. – Курган: КГУ, 2002.–128 с.

12. Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1985. – 351 с.

13. Охрана труда в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1983. – 432 с.

14. Васильев В.И. Борщенко Я.А. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100: - Курган 2001. – 27с.

15. Жаров С.П. “Основы маркетинга в автосервисе” методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. – Курган: КГУ, 2000. – 37 с.

16. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 1985. – 247 с.

17. Как увеличить пробег шин. Советы автолюбителям / В.Н. Тарновский, В.А. Гудков, О.Б. Третьяков. -М.:Транспорт, 1993.

18. Методические указания к выполнению экономической части дипломного проектирования для студентов специальности 150200. – Курган: КГУ, 2000. – 13 с.

19. Общесоюзные нормы технологического проектиования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91. – М.: Транспорт, 1991. – 186 с.

20. ГОСТ 12.0.003-74. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. – М.: Изд-во стандартов, 1974.

21. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиеничесские требования к воздуху рабочей зоны. – М.: Изд-во стандартов, 1988.

22. ГОСТ 12.4.021-75 ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования безопасности. – М.: Изд-во стандартов, 1976.

23.  Автомобильный быт и сервис №8 1997 г.

24.  За рулем №11 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: