В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы:
1. Выбор учебника, учебных пособий и других материалов для чтения студентами. 2. Отбор содержания курса3.Постановка учебных целей4.Разработка рабочей программы курса5.Подготовка тематического плана занятий6.Разработка опросного листа для оценки курса студентами7.Планирование отдельных учебных занятий8.Разрабока критериев оценки знаний и умений9.Разработка формата курса. Рассмотрим Отбор сод-ия курса.:Знания и умения, которые были накоплены в современной психол-кой науке и практике, довольно многочисленны и многообразны. В связи с этим перед препод-лем возникает сложная задача отбора материала, который м.включить в программу курса. Во-первых, сод-ие курса непосред-но опред-тся его названием, во-вторых, его ролью в учебном плане. Сод-ие курса должно соотв-ть требо-ям, содержащимся вобраз-ном стандарте по дисц-не (если он имеется). Твор-ая разработка этих вопросов делает учебный курс, проводимый препод-ем, непохожим на другие аналогичные курсы. Наиболее интересные авторские программы учебных курсов публикуются в журналах или спец-ых сборниках.
|
|
Выбирая содержание курса, важно учитывать, какие студенты будут его печать. Исходя из типов образовательных программ, о которых шла речь в преды.у щих разделах, можно выделить по крайней мере три типа студентов:1) студенты, для которых психология является общеобраз-ным предметом студенты, для которых психология является професс-но значимым пред
метом (педагоги, медицинские работники и т. д.);студенты психол-кой спец-ости.
Знания и познав-ые потребности этих групп студентов различны. Содержание программы должно определяться общим количеством занятий в соотв-ии с учебным планом, возрастом обуч-ся и их интересами. Нецелесо-но чрезмерно насыщать короткий курс большим количеством тем и материала. Лучше изучить меньше, но сформировать у студентов целостное представление о дисциплине, серьезный интерес к научной и практической психологии. Следует отбирать различную тематику и различный учебный материал в зависимости от того, изучается ли псих-ия в среднем или высшем учебном заведении как общеобраз-ый или профес-но значимый предмет.Студенты старших курсов имеют опред-ый запас знаний, который, так или иначе, связан с изучаемой дисциплиной. Для начала выберите основные темы курса. Выбор 3-4 тем может быть недостаточным. С другой стороны, целесообразно ограничить их количество 10-15 темами. При отборе тематики курса необходимо продумать логическую связь тем друг с другом, их последовательность, а также их соответствие общему названию учебной дисциплины. Эта связь и взаимозав-сть может быть выражена в большей или меньшей степени. Если учебный курс предполагает введение уч-ся или студентов в психологию, первыми темами курса должны стать такие темы, как «Предмет и задачи психологии» («Что такое психология, что она изучает» — в варианте популярного введения) и «Методы психологии».Знач-ие изучения этих тем состоит в том, что студенты получают первонач-ое общее представление о психологии как науке и методах психол-кого иссл-ия. Содержание программы может заключаться в изучении осн-ых психол-их теорий, психол-их понятий или психол-их проблем.В первом случае темами курса могут стать: «Структурализм», «Функционализм». «Бихевиоризм», «Психоанализ», «Гештальт-психология», «Гуманистическая психология», «Культурно-историческая психология», «Когнитивная психология» Во втором случае темами курса могут стать: «Восприятие», «Память», «Воображение», «Мышление».
|
|
В третьем случае темами курса могут стать: «Психология дружбы и любви». «Психология межличностных конфликтов», «Психология творческого мышления», «Сон и сновидения».В зависимости от целей курса препод-ель д.выбрать, какой аспект психологии более важен в данном случае. Научное содер-ие в рамках учебного курса может конструироваться на основе двух возможных способов: формально-логического и диалектического. Первый является довольно традиц-ым для современных учебных программ. Второй-диалектический предполагает форм-ие у студентов диалектического понимания психической реальности. В зав-ости от целей курса содержание программы может быть научно или практически ориентированным.
Научная ориентиро-сть курса предполагает изучение психол-их закономерностей, класс-ий, механизмов, описание научных исследований и их результатов. Прак-кая ориентир-ость курса предполагает изучение материала, представляющего непосредственную практическую значимость, а также освоение умений применения психологических знаний для решения практических задач. При отборе сод-ия курса необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами. Смежные с психологией вопросы рассма-тся как в вузах, так и в школах в рамках других предметов.
Подготовка к занятиям начинается с составления учебно-тематического плана. Весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий (лекции и практические). Целесообразно разбивку делать по два часа (пара). Это позволяет рационально спланировать время. Учебно-тематический план сначала составляется в расчете на дневное отделение. На его основе конструируются планы вечернего и заочного отделений. Содержание плана дневного отделения должно полностью входить в эти планы с той только разницей, что некоторые темы выносятся на самостоятельное изучение.
Составление всего учебно-тематического плана (на семестр или даже учебный год) позволяет преподавателю подготовить не только аудиторный материал, но и продумать задания для самостоятельной работы, заранее предъявить студентам свои требования к их выполнению, указать сроки отчетности и дать необходимые консультации.
После того как учебно-тематический план готов, можно приступить к разработке конкретных тем. Прежде всего необходимо ознакомиться с изложением каждой темы в 2-3 учебниках и других источниках.
Целесообразно на основе изученного материала составить подробный план темы (не бойтесь большого количества пунктов плана).
Например, план темы «Эмоции» может выглядеть так: 1.Определения эмоций.2.Функции. 3.Физиологические механизмы.4. Различные классификации эмоций и краткая характеристика десяти базовых эмоций.5.Чувства: определение, отличие от эмоций, виды.6.Основные теории эмоций (можно перечислить).7.Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, катарсис.8.Эмоции и поведение: агрессия.9.Связь эмоций с различными сторонами психики человека.10.Методы изучения и диагностики эмоций. 11.Развитие эмоциональной сферы личности.12.Эмоциональные нарушения и их коррекция.
|
|
Далее определяется, какие вопросы плана будут изложены в лекциях, какие на семинарских занятиях и на каком теоретическом и практическом уровне, а какие студенты будут должны изучить самостоятельно. В процессе подготовки к занятиям преподаватель обязан: -сформулировать темы, отводимые для самостоятельного изучения; -дать план (чтобы студенты не упустили существенные положения темы); -указать соответствующую литературу; -указать сроки выполнения и форму отчетности.
Теперь можно приступить к подготовке содержания очередной темы. Она начинается с просмотра научной и популярной литературы. Поскольку психологической литературы в настоящее время более чем достаточно, нужно научиться просматривать литературные источники и результаты фиксировать на специальных карточках (или другим способом). Карточка готовится заранее. Это 'часть форматного листа бумаги. Просмотр содержит определенные этапы: 1) на карточке (в верхней части) фиксируются выходные данные книги (автор, название, место и год издания). Эту информацию следует на карточке отделить чертой от последующего содержания;