К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
В-32.Лаб-но-практические занятия по психологии
Лаб-ые зан-я по психологии яв-ся необх-ым звеном учебного процесса. Они необходимы в курсах общей и экспериментальной психологии.
- Цель ЛЗ - обучение студентов -ому подходу к из-ию психологии как науки.
Здесь студент практически знакомится с основами эксп-ной психологии, ему прививается профес-ый интерес к эксп-ту, он приобретает первые практ-ие кавыки проведения опытов, отрабатывает ряд класс-их методик.
Виды. ЛЗ по психологии можно подразделить на два вида: 1) занятия, проводимые в лабораторных ус-ювиях с использ-ем технической аппаратуры и спец-ого обор-ия; 2) проводимые в обычной аудитории.
|
|
Успешное знакомство с психол-им эксп-том возможно лишь при выполнении опред-ых правил, которые должны быть доведены до сведения студентов.
В обычной аудитории можно проводить ЛЗ, которые не требуют специального оборудования. Это работа в основном с диагн-ми тестами, для которых достаточно наличия текстов заданий и бланков для ответов.
Здесь отраб-ются навыки постановки диагноза, обработки и интерпретации индии-ных и групповых рез-ов.
Задачей преп-еля является обеспечить понимание студентами всех этапов диагноза и своевременно проконтр-вать уровень этого понимания у каждого студента. На ЛЗ целесообразно орг-вать учебные демонс-ии и опыты.
Демон-ация - это показ препод-ем фрагментов экспериментов, иллюстрации психол-их закономерностей, связей между явлениями и т.д.К демонстрациям можно отнести: эксперимент Д.Н. Узнадзе с возникновением установки;иллюстрации иллюзий;пресмотр фрагментов учебного фильма. Опыт предполагает выпол-ие опред-го де-ия самими студентами с целью убедиться в достоверности явления.. К опытам можно отнести:опыт на установление различий между ощущениями и вос
приятиями, опыт на воображение, опыт, иллюстрирующий эффективность коллективногомышления;игру «Разгадывание ситуаций».
Практические занятия предназначены для освоения учебного материала и прежде всего системы основных понятий.Цели ПЗ.: помочь студентам осмыслить изучаемый материал; формировать навыки и умения Интел-ной и уч-ой Дея-сти; помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации; помочь студентам осознать связь научных знаний с их будущей профес-ьной деят-тью. Для обеспечения полноценного осмысления научных знаний к; пользуются различные дид-кие средства.
|
|
Лаб-ные работы и прак-ие занятия проводятся по многим матем-им, естест-ным и профес-ным дисциплинам и могут быть направлены на решение след-их учебных задач:1)Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теор-их знаний по конкретным темам;2) формир-ие умений применять полученные знания на практике, 3) развитие Интел-ных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;4. выработку таких профес-ьно значимых качеств, как самост-сть, ответ-ость, точность, творческая инициатива.
Лаб-ные работы и прак-ие занятия имеют разные дида-ие цели. Ведущей дид-кой целью лабо-ых работ является экспер-ное подтверждение и проверка опред-ых теор-ких положений (закономерностей, зависимостей). Ведущей дид-кой целью практ-ких занятий является форми-ие практ-их умений — професс-ных (умений выполнять опред-ые действия, операции, необх-ые в профес-ой деят-сти) или учебных (умений решать учебные задачи, необх-ые в послед-ей учебной деят-ости).При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следует исходить: из сложности учебного материала для усвоения;2.из внутрипредметных и межпредметных связей;3.из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности;4.из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;5.из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психологии являются: демонст-ый эксперимент;инд-ные задания; групповые задания; эксперимент в парах (подгруппах); 5.решение психологических задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.