Регион – как объект стратегического управления
С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:
– региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;
– производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;
– агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;
– социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;
– финансово–экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;
– управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.
В состав каждой сферы входят 4–8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т.п.) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.).
Управленческий кризис приобрел системный характер. …. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», «в направлении изменений».
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественныйрост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатоминтеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений ирационализации.
Инновация -это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Стратегия футуродизайна«обгонять, не догоняя» (инновация как источник новыхбрендов) опережающее движение..
Развитие – это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование.
Развитие – это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация.
Территориальное развитие
Территориальное развитие – это разработка единой схемы территориального развития региона в сочетании инструментов бизнес–активности, умножения социального капитала и централизованного государственного вмешательства в стихийный процесс реструктурирования пространства.
Управление территориальным развитием – это специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории при позитивной динамике параметров уровня и качества жизни населения.
Такие действия могут осуществляться и локально (органами местного самоуправления), и регионально (органами власти и управления субъектов федерации и их ассоциациями), и на общегосударственном уровне (Правительством и Федеральным собранием).
Важнейшими признаками территориального развития являются:
устойчивость – длительное сохранение условий воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно–ресурсной, хозяйственной сред);
сбалансированность территориального развития – соблюдение для каждой региональной системы определенных пропорций основных составляющих ее потенциала
По уровню развития районы подразделяются на высокоразвитые, отсталые, пионерные (районы нового освоения).
По темпам развития выделяются:
а) динамично развивающиеся;
б) инерционно развивающиеся;
в) стагнирующие (темпы роста около 0 или ниже);
Г) депрессивные (темпы производства устойчиво снижаются).
Наиболее очевидным, но длительное время не принимавшимся в расчет, признаком территориального развития является его социальная ориентация, которая выражается параметрами уровня и качества жизни населения данной местности.
1. Основные задачи регионального управления и территориального планирования вытекают из предмета ее исследования. Главные из них:
2. – повышение эффективности регионального хозяйства;
3. – изучение закономерностей и принципов развития экономики;
4. – изучение экономических ресурсов и возможностей регионов;
5. – исследование проблем размещения производства;
6. – проблемы наращивания финансовых ресурсов регионов;
7. – регулирование экономики на уровне региона;
8. – повышение занятости населения;
9. – эколого–экономические проблемы регионов;
Повышение уровня жизни населения регионов.
Система управления конкурентоспособностью региона была бы неполной без участия в этом процессе муниципальных образований. Основными целями региональной политики в развитии муниципальных образований определены: сбалансированное развитие муниципальных образований, уменьшение их дифференциации в уровне и качестве жизни населения, поддержка территорий опережающего развития.
Достижение этих целей планируется за счет решения следующих задач:
· выявление преимуществ каждого муниципального образования;
· государственная поддержка территорий динамичного экономического роста;
· динамичное развитие научно-технического и образовательного потенциала с инновационной инфраструктурой, прежде всего, на территории городских округов.
Важнейшими элементами пространственной структуры территории округа являются зоны опережающего экономического роста, отвечающие одному или нескольким критериям конкурентоспособности; концентрация производства и/или значительная доля в экспорте определенной продукции, высокая производительность труда, внедрение или использование территории инновационных технологий. Отраслевые региональные приоритеты локализуются именно в зонах опережающего развития.