Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Неполнота информации – принципиальное свойство экономических, социальных и многих других управляемых систем, возникающая по двум причинам: в силу неопределенного, случайного характера самой системы и возможностей приобретения сведений об этой системе (сведения могут быть ограниченны по техническим причинам, но и иной раз могут быть и ложными вследствие рассогласования интересов). Таким образом, большинство решений принимаемых в экономических, социальных и т.п. системах, принимается в условиях неполноты информации.

Для принятия решения в условиях недостатка информации применяется метод ранжирования факторов, влияющих на состояние объекта. При использовании данного метода необходимо провести ранжирование факторов в соответствии с их влиянием на достижение поставленной перед системой цели. При ранжировании факторов решают следующие задачи:

  • оценивают факторы по их вкладу в достижение поставленной цели;
  • сравнивают факторы по необходимому времени реализации достижения заданного изменения целевого норматива;
  • определяют рациональную последовательность реализации ряда мероприятий;
  • распределяют ресурсы в условиях их ограничения между мероприятиями. Для решения этих задач применяют методы экспертной оценки, дисперсионный анализ, моделирование, множественный регрессионный анализ, метод главных компонент и др.

Задачи с неполными данными чаще всего встречаются в жизни. В этом случае, недостающие сведения приходится добывать из таблиц, справочников, либо путем измерений или предположений. Решение задач этого типа способствует формированию творческих навыков и обучению самостоятельной работе со справочной литературой.

Главное условие успешного решения задач – знание закономерностей. Решение задачи – активный познавательный процесс, большую роль в котором играют наблюдения явлений и эксперимент; они позволяют создать соответствующие образы и представления, уточнить условия задачи. Осознание условий задачи (анализ данных задачи, явлений, описанных в ней, введение дополнительных уточняющих условий). Составление плана решения задачи - установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи. Осуществление плана решения задачи - синтез данных условия задачи, получение ответа на вопрос задачи. При составлении плана решения задачи строится аналитическая цепь умозаключений, начинающаяся с вопроса задачи.

Оценка источника информации. Прежде всего, среди характеристик источника информации, существенных для его оценки, следует упомянуть достоверность и полноту. Достоверность подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

Важно, однако, понимать, что один источник может содержать сведения самой разной природы — могут быть наблюдаемые факты, обобщения и выводы, сделанные на их основе, гипотезы, предложенные для объяснения этих фактов, общепринятые научные теории. Поэтому, например, в одном источнике достоверные факты, могут соседствовать с некорректными выводами. В других случаях на основе одного и того же набора фактов могут быть сделаны различающиеся выводы.

Полнота означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение “существенные” означает “существенные с точки зрения поставленной цели”. Например, научная статья, целью которой является анализ действия вредного вещества на растения, может не содержать никаких сведений о его действии на животных, соответствуя при этом требованию полноты. В то же время, общий обзор экологических проблем, связанных с данным веществом, не может пройти мимо его действия на животных (если таковое существует). Поэтому, работая с источником информации, важно представлять, с какой целью он был создан, какие задачи ставили перед собой его авторы. Идеальным случаем является, конечно, источник, цель создания которого была близка к цели вашей работы.

Существуют и источники, которые являются неполными с точки зрения поставленной в них цели. Если такой материал является единственным источником информации, на его основе может сформироваться искаженное представление о проблеме.

Во многих случаях источник информации, удовлетворяющий требованию полноты с точки зрения поставленной вами цели, найти просто невозможно. В этом случае необходимые сведения должны быть собраны из нескольких источников. Таким образом, требование полноты, хотя и применимо к отдельному источнику, является необходимым, прежде всего, для той картины, того набора сведений, который вы должны сформировать, прежде чем делать выводы на основе собранной информации.

Вообще, полнота не является необходимым условием применимости источника информации. Для использования такого источника необходима предварительная оценка его полноты, понимание того, в чем он неполон, какие аспекты проблемы пропущены авторами. То же касается и использования источников, содержащих, например, некорректные выводы наряду с достоверными фактами.

Как правило, полнота и достоверность источника информации не могут быть оценены “изнутри”, без обращения к ряду других источников, их сопоставления — или без глубокого понимания предметной области, основанного на опыте предшествующей работы. Поэтому следует еще раз подчеркнуть важность обращения к специалистам при отборе источников информации и их оценке.

Достоверность информации – общая точность и полнота информации, которая нередко определяется как свойство информации быть правильно воспринятой. Достоверность информации обратно пропорциональна вероятности возникновения ошибок в информационной системе. В общем случае достоверность информации достигается:

  • указанием времени совершения событий сведения о которых передаются;
  • сопоставлением данных, полученных из разных источников;
  • своевременным вскрытием дезинформации;
  • исключением искаженной информации и др.

Источники информации могут устаревать по мере накопления новых знаний. Изменениям подвержены не только научные представления, но и характеристики состояния окружающей среды, принятые нормативы и законы и т.д. Поэтому современность источника информации имеет прямое отношение к возможности его применения.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Что такое неполнота информация?

2. Дайте определение прагматического аспекта информации.

3. Перечислите принципы оценки информации.

4. Перечислите принципы анализа информации.

Задания для практического занятия:

 

1. Сформулируйте вопросы, нацеленные на получение недостающей информации в следующей ситуации.

Молодой российский бизнесмен предполагает построить ночную дискотеку неподалеку от университета. По одному из допустимых проектов предприниматель может в дневное время открыть в здании дискотеки столовую для студентов. Другой вариант не связан с дневным обслуживанием клиентов. Представленные бизнес-планы показывают, что план, связанный со столовой, может принести доход в 250 тыс. рублей. Без открытия столовой бизнесмен может заработать 175 тыс. рублей. Потери в случае открытия дискотеки со столовой составят 55 тыс. рублей, а без столовой – 20 тыс. рублей.

2. Проведите анализ двух источников при сравнении информации о курсе мировых валют.

3. Учителя одной из школ города М. заинтересовались сведениями о степени загрязненности воздуха в их микрорайоне. Целью их поиска был выбор места для проведения уроков физкультуры, принятие решения о возможности организации занятий на воздухе. Какие источники информации нужно изучить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: