1. Прочитайте текст.
2. Запишите вопросы, нацеленные на получение недостающей информации в следующей ситуации.
3. Запишите источники информации.
4. Проведите оценку источников информации.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Запись номера и темы практического занятия.
2. Запись вопросов, нацеленных на получение недостающей информации в рассмотренной ситуации.
3. Запись источников информации.
4. Запись оценки источников информации.
Образец отчёта по практическому занятию
Практическое занятие № 4
Тема: Определение недостатка в информации для решения задачи. Оценка источника информации
1. Директор лицея, обучение в котором осуществляется на платной основе, решает, следует ли расширять здание лицея на 250 мест, на 50 мест или не проводить строительных работ вообще. Если население небольшого города, в котором организован платный лицей, будет расти, то большая реконструкция могла бы принести прибыль 250 тыс. рублей в год, незначительное расширение учебных помещений могло бы приносить 90 тыс. рублей прибыли. Если население города увеличиваться не будет, то крупное расширение обойдется лицею в 120 тыс. рублей убытка, а малое – 45 тыс. рублей.
|
|
Необходима информация о том, как будет изменяться население города.
2. Проведите анализ двух источников и выясните, является ли достоверной информация. Сравните информацию о хлорорганическом пестициде ДДТ из двух разных источников.
3. Первым источником является энциклопедический словарь пятидесятого года, в котором указано, что хлорорганический пестицид ДДТ считается инсектицидом, вполне применимым для использования в быту.
4. Вторым источником информации является Википедия. В интернет - энциклопедии узнаём, что хлорорганический пестицид ДДТ практически не разлагается в окружающей среде, передается по пищевым цепям и, накапливаясь в организме человека и животных, может приводить к тяжелым заболеваниям. Исходя из критериев оценки информационных источников, Википедия является более правдоподобным источником т.к. располагает более современными сведениями об окружающей среде.
Практическое занятие № 5, №6
Тема: Извлечение информации по одному основанию.
Тема: Извлечение информации по нескольким основаниям
Учебная цель: Формировать умения извлекать информацию по одному, двум и более основаниям из одного или нескольких источников содержащих избыточную в отношении задачи информационного поиска информации.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- анализировать ситуации,
|
|
- осуществлять текущий контроль деятельности,
- воспринимать содержание информации в процессе устной и письменной коммуникации.
Знать:
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия
Сегодня не существует единого подхода к определению понятия «информация». Но при всех трактовках этого понятия предполагается существование двух объектов: источника информации и потребителя (получателя) информации. Передача информации от одного к другому происходит с помощью сигналов, которые, вообще говоря, могут не иметь никакой физической связи с ее смыслом: эта связь определяется соглашением. Например, удар в вечевой колокол означал, что надо собираться на площадь, но тем, кто не знал об этом порядке, он не сообщал никакой информации. Основание для извлечения информации - критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи. Отбор и обработка информации об одном и том же объекте в зависимости от поставленной задачи информационного поиска может идти по разным основаниям, т.е. с опорой на разные существенные признаки объекта, которые важны в той или иной ситуации. Работая с одним источником, вы можете одновременно извлекать информацию по одному или нескольким основаниям. В последнем случае необходимо заранее: - понять, связаны ли эти основания, может ли быть одна и та же информация ценна для ответа на несколько вопросов; - обдумать способ, которым вы будете отделять в своих рабочих заметках одну информацию от другой. В зависимости от поставленной задачи информационного поиска основания могут быть ранжированы, т.е. распределены по их значению для решения информационной задачи.
Существует множество классификаций (по разным основаниям) видов информации. Это, во-первых классификация по способу восприятия информации человеком: визуальная; аудиальная; тактильная; обонятельная; вкусовая. Тот факт, что большую часть информации (85%) человек воспринимает визуально, делает значимым классификацию информации по способу ее представления: текстовая; числовая; графическая; звуковая; комбинированная.
Информация необходима не только отдельному человеку, но и коллективу людей и обществу в целом, поэтому существует еще одна классификация информации – по общественному значению: личная; специальная; массовая.
Человек, независимо от рода его деятельности, использует информацию для принятия решений. Поэтому важно уметь оценить свойства используемой информации. В настоящее время большое значение имеют следующие свойства:
· объективность – как показатель независимости от субъективного суждения;
· достоверность – как отражение истинного положения дел;
· полнота – как достаточность для принятия решения;
· ценность – как показатель полезности для решаемой задачи;
· понятность – как показатель доступности для использования.