Разные вещи, игры и пр

 

Оружие

Из оружия есть пушки, ружья и копья, прикрепляемые к ружьям. Никакого другого не заметил. Не видел также ни шлемов, ни лат. Луками и стрелами пользуются только охотники‑инородцы в Сибири. Однако нередко доводилось видеть, как солдаты с ружьями, всегда построившись рядами, ходят взад и вперед, обучаясь маршировке.

Катана называется сабура (сабля); длина 2 сяку 5‑6 сунов. Клинок сделан так же, как у нас, по обеим сторонам его имеются желобки для крови, у основания гарды – герб: двуглавый орел и буквы. Цвет металла тусклый, по виду и не подумаешь, что острое оружие. Ножны обтянуты кожей акулы и украшены золотом. К эфесу привешена кисть ‑ темляк. В зависимости от чина бывает из золотой или серебряной нити. Саблю носят военные чины от прапорщика и выше. Кэн называется суппага (шпага). Очень тонкая и длинная, походит на голландскую шпагу. Ножны обтянуты белой кожей. По цвету их кистей также различаются чины. Эта кисть – просто украшение, в бою не применяется. Иногда ее приклеивают к ножнам, чтобы не оторвалась. Шпагу носят все чиновники, а саблю разрешается носить только военным.

 

Музыкальные инструменты

Инструмент под названием икирэа имеет в длину около пяти сяку, на нем пятьдесят железных струн; играют тонкими палочками, которыми ударяют по струнам.

Балалайка по форме походит на наш сямисэн, склеена из тонких дощечек. Есть с двумя и с тремя струнами.

Есть несколько видов больших и маленьких инструментов, похожих на кокю, называется скрипка.

Есть еще инструмент, похожий на кото: ящик, в котором натянуто пятьдесят струн. В передней части ящика пятьдесят пластинок, на которых написаны значки. Если в соответствии с нотами нажимать на эти пластинки, возникает звук. Под ящиком есть две педали: если нажать левую, то звук будет, как у флейты, а если правую ‑ как у скрипки.

У другой инструмента крутят ручку, и внутри ящика играет музыка.

Есть также инструменты вроде флейты, но подробно о них неизвестно.

В "Сифан яоти", видимо, об этом инструменте написано: "Музыкальных инструментов много, но самый лучший из них – этосицинь‑бяньсао. Он имеет пятьдесят железных струн, но когда играют на нем, то струн не касаются пальцами, а нажимают приспособления, от которых начинает работать механизм, вызывающий звуки. Есть также тоюэ‑бяньсяо (трубные органы). Они бывают трех родов: маленькие, средние и большие, В маленьких – несколько десятков труб, в средних – несколько сотен, а в больших – несколько тысяч. Их звук и способ игры в общем такие же, как у цинь. Бяньсяо в Голландии называется оругору".

 

Изделия из серебра

В городских лавках в разных местах торгуют серебряной посудой. Там, так же как в наших оловянных мастерских, изготовляют тарелки, вазы, тазы, чайники, винную и прочую посуду, выставляют ее в лавках и продают. Вообще по всей стране много серебра, и посуда у людей среднего достатка и выше в большинстве случаев серебряная. Продаются даже большие серебряные предметы: подсвечники, люстры и прочее. Кодаю говорит, что глазам своим не верил.

Изделия из лака

Лаком в России не умеют пользоваться искусно, и поэтому там очень ценится наш лак. Насидзи или макиэ ценятся так же высоко, как жемчуг или драгоценные камни; генерал‑поручик Строганов показал Кодаю поднос из черного лака, утверждая, что поднос сделан в Японии, и попросил оценить его. Он приобрел его за большую цену у одного голландца, и так берег и лелеял, будто это величайшая драгоценность. Взглянув, Кодаю увидел, что работа очень неискусная и что сделан не в Японии. Однако поскольку хозяин так ценил его, Кодаю не стал возражать и сказал, что действительно японский. После этого тот стал еще выше ценить поднос. Русские, которые прибыли в Мацумаэ, как только увидят какое‑нибудь лаковое изделие, начинают хвалить и восхищаться. Особенно они хотели пиалы и блюда для сладостей.

 

Книгопечатание

Для печати пользуются только медным шрифтом, которым печатают при помощи деревянного пресса, похожего на машину для очистки хлопка. В столице в училище Коха печатают книги. Для печати рисунков и чертежей гравируют тонкими, волосными линиями на медной доске, которая затем смазывается тушью, разведенной маслом, и хорошо вытирается; на доску кладут увлажненную бумагу, накрывают 4‑5 слоями войлока и протискивают между двумя валиками, и тушь с гравировки отпечатывается на бумаге. Там, где много печатают, станок приводится в действие водяной мельницей. Книги печатаются с обеих сторон листа. Кодаю говорит, что переплетную не видел.

Бумага

Бумагу делают из старого тряпья, которое размачивается в воде, разбивается и превращается в жидкую массу. Бумага, которую производят в Москве, считается лучшей. Низкосортную бумагу делают в Екатеринбурге и в других местах. На всей делаются водяные знаки в виде узора или герба данной местности. Бумага толстая, прочная и эластичная, хорошо выдерживает воду, поэтому если ее сложить в форме ящичка, то в нем можно варить что‑нибудь на огне не хуже, чем в медной кастрюле. Но если ее рвать, то она рвется как угодно – и вдоль и поперек.

Тушь и кисти для письма

Тушь там делается не так, как у нас и в Китае, то есть не из сажи от масляной или сосновой копоти с клеем, а из плодов дерева, называемых орехи (моссёкуси – чернильные орешки). Их истирают, заливают крутым кипятком, добавляют сернокислой закиси железа и, после того как перебродит, получается нечто похожее на краску для зубов; им и пользуются. Если вода высыхает, ее можно добавлять несколько раз. Но для картин пользуются китайской тушью. Наша тушь там ценится очень высоко и ее стремятся заполучить.

В качестве кисточки служит срезанное наискось гусиное перо, макают в тушь и, когда пишут, она вытекает из него. Если кончик испортится, его подрезают. Перья делают также из серебра и меди. Кляксы засыпают песком из железа, чтобы не расплылась по бумаге. Каменной тушечницей не пользуются, а наливают тушь в небольшие стеклянные флаконы. Прибор состоит из флакона с тушью, флакона с железным песком, пера и ножичка. Кисти для картин не очень отличаются от наших, но ручки делаются из стержней перьев птиц.

 

Песочные часы это прибор для измерения времени на море, состоит из двух стеклянных сосудов с узкими горлышками. В один насыпают мелкий железный песок. В месте соединения горлышек вставлена деревянная прокладка с дырочкой в центре, такой маленькой, чтобы через нее могла проходить только нитка, и заключается в клетку. Сосуд с песком помещают сверху и определяют время, за которое весь песок пересыплется в нижний.

Камбалушка – прибор для измерения расстояний на море, это четверть круга диаметром около двух сяку, вроде развернутого веера. Делается из сосновой доски толщиной около одного суна, в закругленной части обита свинцовой каемкой толщиной около одного суна. В середине пробито отверстие диаметром около двух сунов. К острому концу прикрепляется тонкая веревка длиной обычно в 60 саженей. Через каждую сажень сделана отметка. Когда бросают в море, то из‑за тяжести свинца только наполовину выступает над поверхностью воды, а благодаря тому что через отверстие в центре проходит вода, не очень противится течению. По мере того как корабль идет вперед, разматывается и выпускается веревка, а когда веревка заканчивается, то выбрасывают другую камбалушку, а первую выбирают. Так, меняя их, измеряют пройденное расстояние, записывая его по количеству пройденных 60 саженей. Этот способ наиболее простой, и погрешности при нем невелики.

То есть, устройство, как томайкири.

 

Бильярд это игра вроде дакю. Доска в длину около 2 кэнов, в ширину 5‑6 сяку, сделана в виде стола с бортиками высотой в 4‑5 сунов. Поверхность стола обтянута сукном, в центре выкладывают в форме иероглифа три шара размером с кулак, из слоновой кости, красного, белого и желтого цвета. По одну сторону стола становятся рядом два человека, В руках у них палки длиной около трех сяку, из твердого дерева. Один конец заострен, другой толще. Концами ударяют по шарам. На стол кладется белый шар с черной меткой, и его толкают ударом. Искусные игроки бьют тонким концом, иногда даже повернувшись спиной, а плохие игроки бьют толстым концом.

Если шар, ударившись о бортик на противоположной стороне стола, с силой отскочит от нее, считается отличным ударом, а слабый удар считается хуже. Если шар, пущенный из удобного места, ударит в один из выложенных шаров – красный, белый или желтый, то считается, что противник проиграл три очка. Заранее договариваются, во сколько серебряных или медных монет оценивается одно очко. Если одно считается три рубля, то за три уплачивается девять рублей. Если шар собьет два шара, то считается шесть, если три, то девять. Но если шар, в который слишком сильно попал играющий, ударится о другие шары, то он платит штраф три очка.

По четырем углам стола и у края бортика посредине сделаны отверстия с мешочками из сетки. Если от удара его шар отлетит и попадет в мешочек, то игрок получает еще три очка. Если же в мешочек попадет один из трех шаров, то он платит штраф три очка.

На игрока полагается два слуги, которые записывают очки. Одной партией считается пятьдесят ходов, и определяется, кто выиграл. Залы для игры есть во многих местах, и в частных домах, чтобы развлекаться после выпивки. Стол сделан так, что может складываться вдвое и втрое.

Есть еще игры, похожие на наши карута и сугороку, и другие. В азартные игры, так же как у нас го и сёги, играют и благородные и чернь; Обязательно играют после выпивок.

Шахматы

Это игра, похожая на сёги. В столице ее называют "шашки", а в Сибири – "пешки". Доска для игры около одного сяку 2‑3 сунов, часто делается из мрамора. Разделена на восемь продольных и восемь поперечных полос, клетки которых закрашены через одну, если одна клетка белая, то другая зеленая. Фигуры из слоновой кости, рога или твердого дерева, одни окрашены в черный, другой – в красный. На каждой стороне по шестнадцать фигур, всего красных и черных тридцать две штуки.

Каждая сторона имеет по одному старику, что соответствует нашему королю, по одной пэрэца, соответствующие нашим рюо, по два слона, соответствуют нашим какко, два коня, вроде наших кэйма, но только могут свободно ходить влево, вправо, вперед и назад, по две лодки, соответствующих нашим хйся, и по восемь пешек, то есть хохэй (пехотинцев), которые бьют наискось. разной комбинацией фигур выбиваются фигуры противника. Но если пешка проникла до базы противника, то заменяется по желанию любой из фигур, взятых противником.

 

Кровля

Кровля часто делается из меди и железа и изготовляется при помощи водяного колеса. Мехи тоже приводятся в движение водяным колесом. Вал водяного колеса делается из стали толщиной в обхват. Два кладутся рядом, как валики хлопкоочистительной машины, так что если крутится один вал, то вращается и другой. Медь или железо кладут под мехи и, размягчив на огне, пропускают между валами. На обоих концах валов винты для регулировки щели. Сначала расстояние между валами больше, потом постепенно сближают, и, когда лист становится тонким, полируют. Длина листов 2 сяку 4‑5 сунов, ширина 1 сяку 5‑6 сунов. Бывает керамическая черепица. Она в общем похожа на нашу, цветом красная, как глиняная посуда.

Зонтики

Спицы у зонтиков делаются из тростника; бывают с восемью и с шестнадцатью спицами. На них натягивается шелк, пропитанный маслом. Есть такие, что в сложенном виде похожи на трость. Простой народ зонтиками не пользуется, обходится войлочными шляпами.

 

Стекло

Биидоро называется сутэкуро (стекло). Оно делается из размельченного в порошок белого камня, к которому добавляется каменная соль и пшеничная мука. Кажется, добавляются еще две составные части, но Кодаю не знает. Над печью, в которой выплавляется стекло, обычно делают полку, и на ней рассыпают соль для просушивания. Печь вылеплена из глины, толщиной 6‑7 сунов, под печью спереди и сзади зажигаются дрова. Важно устроить так, чтобы из помещения жар не выходил. Листовое стекло делается так. На кончик железной трубки длиной около 4 сяку и толщиной 2‑3 суна накручивается расплавленное стекло, и в трубку дуют. Большой сосуд одним дыханием не выдуть, поэтому в трубку дуют по очереди два‑три человека. Достаточно немного остыть, как оно затвердевает, поэтому надо дуть очень быстро и непрерывно. Когда выдуваемое достигает нужной величины, его передний конец осторожно вдавливают остывшей трубкой. Если к этому вдавливаемому месту приложить другую трубку с набранным на ее конец расплавленным стеклом, она сразу же крепко пристанет. Чтобы отделить, берут на кисточку раствор каменной соли и смазывают то место, где нужно отделить, и стекло отстает. Конечно, если хоть немного застынет, то не отделится. Поэтому все нужно делать быстрее, пока стекло не застыло. Когда стекло вытянуто между трубками в форме бамбуковой трубы, отделяют от обеих трубок и посредине проводят продольную линию каменной солью. После этого стекла кладут рядами в маленькую печь полоской вверх. Некоторое время подогревают, потом в печи снова проводят раствором соли по намеченной ранее линии, закрывают печь и усиливают огонь, стекла раскалываются по полосе и развертываются, превращаясь в плоские листы. Затем, когда позволит огонь, раскрывают печь и вынимают.

Для рюмок, кувшинов, бутылок и другого стекло выдувают тонкой железной трубкой длиной около 4 сяку. Когда стекло раздуется до нужных размеров, его задний конец вдавливается другой трубкой, затем на кончик этой трубки берется расплавленное стекло и прижимается. Там, где должно быть отверстие, отделяется каменной солью, на очень тоненькую трубочку берется расплавленное стекло и промазывается по краям горлышка, лопаточкой придается нужная форма, и трубку, прикрепленную к заднему концу, отделяют. Этим и объясняется, что на дне стеклянных сосудов, сделанных в России, остается след от этой трубки.

Для изготовления чашек с крышками и прочей посуды делают из глины их формы и вдувают в них стекло, пока оно не примет нужной формы. Затем вынимают и присоединяют к донышку трубку, отрезают горловину и выправляют каемку лопаточкой. Крышку выдувают над гладкой поверхностью земли, отделяют трубку и лопаточкой придают форму. Когда чашка готова, трубку прикрепляют внутри чашки и, набрав расплавленного стекла на тоненькую трубку, делают дно. Затем ставят в небольшую печь, закрывают ее, разводят огонь и, доведя жар до нужной температуры, вынимают.

Для того чтобы сделать стекло для зеркала, выбирается самый высший сорт камня, прокаливается, выдувается листовое стекло, шлифуется, и с обратной стороны втирается смесь ртути с каким‑то веществом.

 

Свечи и светильники

Воск в большинстве случаев пчелиный. Свечи делают из сала говяжьего, оленьего, или сйка. Фитиль скручивают из десяти хлопчатобумажных нитей, разрезают на куски нужной длины и штук по пять‑шесть привязывают к тонкой деревянной палочке. В большой кастрюле кипит вода, в нее опускается жир. Растаяв, жир всплывает на поверхность воды, и в него погружают фитили; когда пропитаются, вынимают. Так повторяют несколько раз. Стекая вниз и застывая, он образует свечу, похожую на нашу, перевернутую наоборот. Когда готовы, отрезают от палочки; в этом месте и зажигается свеча. Поскольку утолщается книзу, не оплывает. Фитиль тонкий, поэтому горит долго и свет очень хороший. Однако внизу, где у наших свечей отверстие, идущее к фитилю, отверстия нет, и подсвечник представляет собой не иглу, на которую накалывается свеча, а трубку, в которую можно вставить свечу. В России все, начинания от людей среднего достатка и выше, пользуются свечами, но некоторые зажигают и стеклянные светильники (лампады). В стеклянный светильник наливается масло, в нее погружается хлопчатобумажная нить, нить вставляется в небольшое отверстие в центре медного крестика, к четырем концам которого приделана кёруко (вроде гнилого дерева, которым у нас затыкают бутылки); плавая в масле, он удерживает фитиль. Когда фитиль горит, то масло мало‑помалу убывает, и крестик постепенно опускается вниз.

Бедные люди в медную тарелку наливают говяжий жир и погружают в него узкий длинный кусочек ткани, и, когда пропитается жиром, зажигают.

Огнем свечи пользуются для прикуривания, поэтому свечи горят всегда.

Только свечи, зажигаемые перед иконами, все делаются из воска.

Мыло

Сэккэн называется мэра (мыло), пользуются, когда моются в бане, чтобы смывать грязь, а также для стирки одежды и чистки закопченных и грязных вещей, так как оно отмывает любую грязь.

Оно делается из говяжьего жира, к которому добавляется щелок и пшеничная мука и варится на слабом огне, пока не загустеет.

Смола

Тян называется суморо (смола). Сосну разрезают как дрова, в земле выкапывают яму, в которую ставят котел. Котел плотно закрывают крышкой из толевых досок с отверстиями, присыпают землей, поверх которой складывают чурки сосны. Поджигают и сверху все это прикрывают зеленой травой и засыпают землей. Сосна медленно тлеет, парится, и смола капает вниз, в котел. Когда собирается 1 то смолы, сверху бывает 2‑3 сё чистой воды.

Писание на аспидных досках

Есть так называемые каменные доски, сделанные из черного камня. На них пишут таким же камнем в форме кисти. Остается белый след, который легко стирается, если протереть влажной тряпкой. Пользуются так же, как у нас нуриита. Камень этот такой же плотный и тонкозернистый, как камень, из которого делаются тушечницы.

Такие доски в Голландии называются рэй. Вещь очень удобная, сделали такую доску из такасимского камня, из которого делают тушечницы, и проверили – ничем не отличалась от привозных.

 

Прочие сведения

 

В России среди певцов царицы есть три человека, которые в детстве были оскоплены. Оскопленные и лишенные возможности сношений, они приобрели чудесный голос, и до самой старости голос не пропадает. Они всегда одеваются в алую суконную одежду и ездят в карете с четверкой лошадей.

В России многих домашних животных: быков, коней, свиней, овец, собак, кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и у них хорошая шерсть. Есть люди, которые специально занимаются и живут этим делом, они связывают все четыре ноги животного, разрезают небольшим ножом мошонку, удаляют яички, посыпают их солью, а рану зашивают тонкими нитями, сделанными из китовых жил. Берут за это 12 копеек.

Недалеко от Иркутска, в Киринги, живет старик, которому 171 год. На обратном пути Кодаю вышел из лодки и зашел посмотреть, на вид можно дать не более 80 лет. Его дети ушли в другие места и старик живет с внуком. Внуку 78 лет, и не особенно отличается от деда.

Мужеложство называется дзоппаэбёто. В России оно строго запрещается. Когда Кодаю останавливался в Якутске, местный начальник Смолянов, имеющий чин подполковника, воспылал страстью к соседскому мальчику, однако мальчик не уступал. Тогда тот завоевал его сердце деньгами, и уговорами наконец достиг цели. В тот же год в Христов день этот мальчик рассказал обо всем на исповеди. Если бы это было небольшое преступление, то священник пропустил бы мимо ушей, но поскольку речь шла о тяжком преступлении, запрещённом государственным законом, священник сообщил властям и Смолянов был лишен чинов, стал простолюдином, а мальчика отправили в тюрьму и наказали розгами.

В России сразу же после мытья в бане надевают белье, а обсохнув, надевают поверх остальную одежду. Кодаю говорит, что, когда увидели, как он надел оказавшуюся при нем юката (халат), все пришли в восторг и быстро сшили себе юката. В России юката появились благодаря Кодаю.

Если умрет человек, не получивший крещения, его не хоронят у храма, а обращаются с ним, как с издохшим животным или скотом. Поэтому, когда Синдзо серьезно заболел и решил, что умрет, принял тамошнюю веру, но против ожидания, выздоровел, а при возвращении на родину Кодаю и других очень раскаивался.

В Петербурге, Москве и других городах прямо посреди улицы вырыты желоба, по которым течет вода для нужд, поэтому колодцев нигде нет. Больше половины населения страны пользуются для питья водой из рек, а не колодезной водой. Верно, в глухих деревнях в окрестностях Иркутска кое‑где есть колодцы, у всех у них журавль, к которому привешивается бадья.

В России совершенно нет переносимых на плечах паланкинов. Услышав о том, что у нас носят в паланкинах, никак не хотели верить и говорили: "Небеса сотворили лошадь, чтобы человек ездил верхом, чтобы запрягать в карету и чтобы помогала человеку в делах; не может быть, чтобы люди заставляли людей возить себя, это грех!" Когда по приезде в Маиумаэ русские впервые увидели паланкин, они были сильно удивлены.

В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три‑четыре человека, но бывает, что и по семь‑восемь. Иногда заводят негров мужчин и женщин, чтобы были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног. Это люди из Турции, Бенгалии и Араппа. Среди прислужниц императрицы тоже есть черные, девочка очень красивая.

Бамбука в России нет, и обручи для бочек делают из меди, железа или из лиственницы. Лиственницу раскалывают на узкие полосы, тонко выстругивают и делают обручи. По прибытии на Эдзо русские решили починить бочки. Обручи сделали из сосны, и получилось очень ловко. Иногда пользуются сосудами, сделанными так: из тополя, березы или вишни нарезаются чурки нужной величины, затем дерево из них вынимается, остается только кора, в нее вставляют деревянное дно – и бочка готова.

В Петербурге Кодаю познакомился с голландским посланником Тэмохэ Рирари, время от времени ходил к нему и беседовал. Однажды сказал посланнику:

‑ Подал прошение о возвращении на родину, но трудно сказать, когда будет ответ. А говорят, что из вашей страны в страну нашего императора ежегодно ходит корабль. Не можете ли вы отвезти нас на родину на попутном корабле?

‑ Это дело нетрудное, – ответил посланник. – Но поскольку вы подали прошение в этой стране, трудно что‑нибудь сделать. Вот если бы отказались от прошения, то можно было бы отправить с оказией.

Тогда Кодаю спросил, сколько времени займет путь на родину, и он сказал, что в Японию он прибудет года через три. Зная, что если будет отправлен русскими, то путь на родину не займет столько времени, Кодаю отложил решение этого вопроса, а тем временем был получен ответ на прошение о возвращении на родину.

Кодаю попросил посланника с попутным кораблем переслать два письма в Нагасаки. Посланник сказал, что в запечатанных конвертах письма не дойдут, надо посылать в открытых конвертах, в Нагасакском бугёсё обязательно вскрывают и проверяют, поэтому запечатывать конверт нельзя. И взял без конвертов.

В Петербурге в усыпальнице есть небольшой домик, в котором хранятся сделанные руками Петра лодка, корабельные снасти, а также пила, топор, долото и другие вещи; там же находится просмоленная веревка, которой он убил наследника.

В России очень редко встречаются нищие, за исключением заключенных, просящих подаяние; обычно они стоят и просят подаяние перед храмами. Рядом с храмами обязательно есть место, где содержатся инвалиды и бедные. Такие приюты строят на пожертвования людей, которые любят давать подаяние.

Фабрика стеклянных изделий Кирилла находится в 6‑7 верстах в глубине гор. Она устроена на площади со стороной около 20 саженей. В центре устроена печь. Размеры печи 2 сажени на 1 сажень. Мастеровых 21 человек, все они живут с женами и детьми в домах, стоящих рядом. Там же есть баня, пекарня и прочее, так что получается порядочный городок.

Из стекла делают рюмки, листовое стекло, чашки с крышками, лампады, бусы и другие изделия. Они продаются не только в стране, но много отправляется в маньчжурские края. Производительность очень велика. Если фабрика Кирилла так велика, то предприятия, принадлежащие Потемкину, Жигареву и другим еще больше.

Однажды, когда Кодаю в сопровождении Кирилла ходил в императорский дворец, ему по приказу канцлера Турчанинова показали сокровища в государственном хранилище. Государственное хранилище примыкает к зданию дворца, стенками разделено на множество комнат по 14‑15 саженей; в дверях вставлены в два ряда стекла. Чтобы войти внутрь и смотреть, открывается замок на внешней двери. В первой кладовой устроены полки, на них на подставках выложены красивые вышитые золотом шелковые платки и бесчисленное множество драгоценных камней. Там были и нешлифованные камни, которые для неопытного глаза не кажутся красивыми, и поэтому особенно и не рассматривал.

В следующей комнате книгохранилище, собраны священные и простые книги всех стран, вплоть до самых редких заморских книг, которые очень трудно достать ‑ это, вероятно, лучшее в мире собрание книг.

Дальше идут всякие редкие и диковинные птицы. С них снята шкура, натянута на деревянную форму и помещена в клетку, как бы сидящая на ветке, – все равно, что посмотреть на разные виды живых птиц. В следующей ‑ всякие раковины. Как они называются, неизвестно, но там очень много совершенно необычных видов. Затем – дикие животные. С них так же, как с птиц, снята целиком шкура и натянута на деревянное чучело, а некоторые помещены в большие стеклянные бутылки вроде котлов для воды и залиты жидким зельем. Среди таких сохраняемых в жидкости есть длиннорукая обезьянка, двухголовый с восемью ногами олень и человек с двумя лицами и четырьмя руками. Лицо у него, как живое, даже смотреть долго невозможно.

Дальше собраны змеи, черепахи, крабы и другие. А наверху, на балке, свившись кольцом, лежит громадный удав: снята шкура, набита ватой и вместо глаз вставлены два кристалла. Кодаю говорит, что так испугался, что волосы встал дыбом.

Дальше разная морская трава, за ней – засушенные с корнями травы. Все это диковинные заморские вещи, но их так много, что невозможно внимательно рассмотреть и подробно запомнить.

В сокровищнице есть большой, высотой более трех сяку, магнит. Висит на большом крюке, к которому прикреплен железной проволокой. На четырех углах магнита висят притянутые четыре больших якоря. Вес каждого из них 100 каммэ. Если повернуть винт сбоку, якоря отстают и падают; если повернуть обратно, якоря подскакивают вверх и пристают к магниту.

Сбоку от него лежит железная плита размером около двух сяку. Если эту плиту поднять обеими руками над головой и подойти под магнит, то поднимет вместе с человеком. Кодаю лично проделал этот опыт.

Во всех домах среднего достатка и выше любят собирать драгоценные камни, птиц, животных, рыб, раковины и иные диковины и хвалиться, поэтому цена на драгоценные камни и другие вещи очень высока. Когда Кирилл сопровождал Кодаю в столицу, то в Нижнем Новгороде он купил два ящика минералов. За один ящик заплатил 8900 рублей, за другой – 15 тысяч рублей. Размер этих ящичков вроде наших хитайбако. Кодаю был возмущен такой ценой, но когда сказал об этом Кириллу, тот рассмеялся и сказал, что один хороший камень может стоить тысячу и даже две тысячи рублей, а здесь много камней, так нельзя сказать, что это дорого.

Однажды ученый Федор Астафьевич Ангальт попросил Кодаю прийти в школу и принести японские одежды. В то время у Кодаю было трикосодэ, авасэхаори, хаори на вате и один вакидзаси. Он взял эти вещи и пошел вместе с Кириллом. Его попросили переодеться в японское платье и подняться на высокую подставку, вместе с ним поднялись Ангальт и Кирилл. Внизу собрали всех учеников и преподавателей школы, чтобы посмотреть на японца. Кодаю рассказывал ученикам о наших обычаях, а Кирилл переводил. В этой школе есть книга "Собрание языков всех стран", разделенная на части, включен и японский язык. Но там ко всем словам добавлено но кото: "значит". Так, например, хана (нос) записано: хана‑но кото, мими (ухо) – мими‑но кото. Это было записано по ответам занесенных в Россию от нас людей. Когда их спрашивали: 'Что это такое", – они отвечали: "Это то‑то", а писавший, думая, что это одно слово, так все и записывал. Кодаю попросили просмотреть эту книгу и исправить. Он ходил туда ежедневно и за шесть дней закончил работу. Большинство слов в книге – на диалекте Намбу и много простонародных слов.

Из нашей страны заносило в Россию японцев четыре раза, включая и этот раз. Все в предыдущих трех случая были с Намбу. Сейчас в Иркутске есть три переводчика японского языка. Приехавший сюда с Кодаю и другими Егор тоже из Иркутска. Он говорит с намбуским акцентом и часто переводит неправильно, поэтому его вначале просто не понимали.

В благодарность за исправления, которые Кодаю сделал в книге, подарили по бутылке виноградного, земляничного и апельсинового вина и две большие головы сахара.

В Москве живет крупный купец Василий Яковлевич Жигарев, он имеет наличных денег 700 тысяч рублей серебром и считается первым богачом. Отправляет на острова приказчиков и через них скупает шкуры морских бобров, нерпы, сивуча, лисицы, соболя, а также клыки и рога и продает их туркам. Цена шкуры морского бобра высшего качества от 70‑80 до 250 и более рублей. А у островитян выменивают шкуру за пять‑шесть листов табака.

Правительство разрешило Жигареву ездить на четверке лошадей и красную одежду со светло‑желтым галуном (форма штатского прапорщика). Кодаю говорит, что во время остановки в Москве он жил в доме Жигарева.

Есть еще крупный купец Демидов. Ему так же, как и Жигареву, разрешена красная одежда и четверка лошадей. Это человек со странными привычками и сумасшедшим характером. Когда он услышал, что на обратном пути Кодаю приехал в Москву, то сказал, что хочет поскорее встретиться и прислал за Кодаю карету. Карета была старая, поломанная и очень грязная, а везли ее четыре клячи. Увидев это, Кодаю хотел было отказаться, но Кирилл сказал, что надо все‑таки съездить, И Кодаю волей‑неволей в сопровождении четырех человек сел в карету и поехал. Приехав туда, увидел, что ворота сплошь забрызганы грязью, войдя в дом, был поражен тем, что стекла побиты, на грязных стенах висят старые картины и зеркала, пол и все стены покрыты грязью. Когда сели за стол, кушанье подали в щербатой, битой посуде, приготовлено все было так плохо, что не хотелось притрагиваться к еде. Кодаю, увидев это, был очень недоволен и расстроился, а спутники лишь тихонько посмеивались. Немного спустя появился хозяин. Одет был в старое грязное платье. Кодаю было это так неприятно, что хотел просить разрешения уйти, но спутники удерживали, а между тем подали кофе. Кодаю быстро проглотил и стал прощаться. При расставании ему подарили два полотенчика из грубого полотна.

Вернулся Кодаю разъяренным, а Кирилл, скрывая усмешку, спросил его: "Ну как угостили вас сегодня?" А Кодаю только сердито проворчал: "Е... мати!" и, не останавливаясь, поднялся на второй этаж.

Через день снова прислали человека с приглашением. Кодаю, рассерженный тем, что было в прошлый раз, сказал, что не поедет, но Кирилл стал настойчиво уговаривать, и опять пришлось ехать. Но в этот раз было совсем не так: в роскошную карету была впряжена четверка высоких английских рысаков (английские лошади считаются самыми быстрыми в Европе, хвосты подрезают коротко). Приехав к купцу, Кодаю увидел, что перед воротами не осталось и следа грязи. Навстречу вышел хозяин и хозяйка, парадно одетые. Блестящий стол был изящно сервирован. По окончании обеда с прекрасным вином и отличной закуской Кодаю в качестве подарка поднесли пару стеклянных бутылок и два полотенца из тончайшего шелка.

Радостный и недоумевающий вернулся Кодаю на квартиру и начал подробно рассказывать, как было сегодня непохоже на то, с чем встретился накануне. Кирилл много хохотал, а потом объяснил, что этот человек отроду сумасшедший: когда хорошее настроение, то все бывает, как сегодня, но если не в духе, то – как в прошлый раз: все в доме мажет грязью, бьет стекла и прочее. Из‑за этого немало средств приходится ежегодно расходовать на ремонт. Странные же бывают врожденные идиоты! – говорил.

Старшего брата этого купца зовут Никита Никитич Демидов. Он живет в Петербурге. Его жена – дочь полковника. Еще до замужества она имела связь с одним подполковником. После выхода замуж она продолжала часто встречаться с этим мужчиной. Демидов сильно рассердился, избил жену просмоленной веревкой и выгнал из дому. Боясь вернуться к родителям, жена сначала укрылась в доме человека, который был у нее сватом, и по‑прежнему посещала любовника.

По обычаям той страны, чтобы развестись с женой, надо сначала сходить в церковь, где состоялось бракосочетание, рассказать все настоятелю храма, выслушать указания этого священника и только после этого расходиться, а тут муж из‑за мимолетного гнева, не сделав ничего, что положено, и не сообщив властям, выгнал. Поэтому, когда слух дошел до царицы, она сказала, что, хотя неверность жены, конечно, всего отвратительнее, но поступок мужа это нарушение законов государства, то есть преступление, которое не может быть оставлено безнаказанным. И приказала Демидову ежегодно выплачивать жене 300 рё, чтобы искупить свое преступление. И сейчас его жена, не скрываясь, ходит к любовнику и беззаботно живет на эти деньги. А над Демидовым смеются, говоря, что оказался в таком печальном положении только из‑за вспыльчивости.

Московский наместник Разумовский необычайно богатый человек, дворец построен с еще большей роскошью, чем императорский. Стены выложены тонкими пластинками золота. В его доме есть большие часы. Они находятся в ящике размером около 2 кэнов, и в них непрерывно играет разная музыка. Перед тем как отбивают время, особенная неритмичная музыка. Ни в одной соседней стране, и даже в императорском дворце нет ничего подобного. Есть большая картина, 7 сяку в высоту и около 5 сяку в ширину, где изображены голые мужчины и женщины. Написана знаменитым английским художником и не имеет себе равных. Она так хороша, что все там, как живые; кажется, будто ноги и руки движутся, а сами смеются и разговаривают.

В России в каждой комнате кругом висят стеклянные зеркала, а между ними много картин. В богатых домах картины висят на всех четырех стенах одна рядом с другой, без просвета, есть и большие и маленькие. Цена хороших картин до ста рублей за штуку. В Петербурге живет художник из Голландии, такой искусный мастер, что его пригласили на жалованье в 800 рублей. Если нарисует портрет, не отличается ни одной волосинкой, и кажется, будто действительно стоишь перед тем человеком. Он писал много портретов и с Кодаю. За за картины платят 70‑80, а то и 100‑200 рублей серебром.

Пишут на тонком хлопчатобумажном полотне, промазанном маслом, высушенном и натянутом на раму. Вешают так же, как зеркала, немного с наклоном.

Во время работы сидят на стуле, держат у пояса овальную доску с ручкой, на которой краски, в левой руке у него трость, а в ней много кистей. Рама с натянутым полотном имеет приспособление, чтобы свободно подниматься и опускаться.

В Петербурге есть любитель редкостей Мусин‑Пушкин, собирающий разные редкие и необыкновенные вещи. Среди них есть большой "электэр" (электрическая машина) размером 2 кэна на 3 с лишним кэна. Если завести, когда гремит гром, то в нем обязательно вспыхивает молния, такая сильная, что однажды, пострадал дом. Кодаю видел там ружье, которое стреляет нагнетаемым воздухом, называется добуной рудзия (духовое ружье).

Жену Кирилла зовут Катерина Ивановна, она тоже немка. У нее было полотенце из несгораемой ткани. Оно такое же тонкое и мягкое, как из полотна, только цвет тусклый, а не чисто белый.

В России делают прививки против оспы. Берут хороший гной из оспенной язвы и втирают в руку у кисти или локтя, там, где прощупывается пульс. Или превращают в порошок оспенные струпья и втягивают через нос.

Царица иногда ездит по городу в карете с парой лошадей инкогнито, наблюдая за обычаями жителей города и слушая, что говорят хорошего и плохого об управлении страной. В таких случаях едет в грубой повозке, как у простых людей, с одним кучером и тремя‑четырьмя человеками из приближенных в качестве охраны позади повозки. Если кто‑нибудь узнает императрицу и бросит прямо в карету письменную жалобу, это нисколько не возбраняется. Разрешается обращаться к ней с жалобами в дороге, когда ездит за город любоваться природой, и поэтому невинно осужденные люди поджидают ее, чтобы обратиться с жалобой.

В выезде канцлера два негра, три солдата, и в карете два человека из свиты. Четырехколесную карету везет шестерка лошадей. В карете еще ямщик и два казачка. В торжественные и праздничные дни впереди едут четыре или шесть верховых с жезлами из сандалового дерева. По сравнению с нашими процессиями весьма прост.

Когда Кодаю жил в Петербурге, к нему сердечно относился канцлер Безбородко. Кодаю часто бывал у него. Во время обеда Кодаю сидел за одним столом с его семьей. Когда перед подъездом было много карет, Кодаю понимал, что тот очень занят, и не входил. В других случаях он входил в дом без приглашения, и камердинер докладывал, когда он был в соседней с гостиной комнате. Сейчас же приглашали в гостиную, вели беседы. Иногда брал с собой в карету на прогулки в поле, а в случае аудиенций возил в своей карете и в царский дворец. Вообще там держатся очень просто.

Усадьба Безбородко приблизительно в 60 кэнов. В доме живет двадцать четыре‑двадцать пять человек. Подчиненные по службе ежедневно приходят до рассвета и служат, как домашние слуги. Десять человек остаются на суточное дежурство, а остальные расходятся после яцудоки (2 часа дня). Такой порядок существует у всех чиновников независимо от того, какой у них чин.

В России слепые, самые бедные, играют на скрипке, а в праздники и торжественные дни ходят по домам и просят денег.

Шитьем одежды чаще занимаются мужчины. Благородные женщины делают прозрачные узоры на сатине и атласе и украшают платья по краям. Для этого делается из железа форма, которой пробивают на свинцовой доске. В каждом доме имеются разные рисунки и делают кому какой нравится.

В Пекине есть храм с изображением святого Николая, и туда из Иркутска посылают одного протопопа, одного попа и одного дьякона, которые через каждые пять лет сменяются. Когда русские едут в Китай, то, как только доезжают до китайской границы, едут на перекладных. Китайцев тоже от границы России отправляют перекладными. Кирилл наказывал, чтобы Кодаю на обратном пути показали Пекин, но хотелось скорее вернуться на родину, и поэтому так и не заехал, а теперь жалеет об этом.

У Кодаю в Иркутске заболела нога, он лег в больницу. Лечили его горчицей. Еще, взяв землю из муравьиной кучи, вместе с муравьями вскипятили в воде. Потом эту горячую воду налили в длинную плоскую бочку, примерно на 5 сяку, (по‑видимому, ванна) и уложили в нее Кодаю полусидя, накрыв сверху крышкой, а поверх крышки еще толстым войлоком. Распарившись, вспотел, дышать было трудно, и, не в состоянии выносить такого мучения, стал изнутри стучать в крышку, но не открывали, даже голова закружилась. Но когда его выпустили, вскоре почувствовал себя хорошо.

Младшая сестра Буша, Софья Ивановна, сочинила песню, в которой описала судьбу Кодаю, и вскоре в столице все ее распевали. Вот ее слова:

 

 

Ах, скучно мне

На чужой стороне!

Всех, всех прошу: Не покидайте!

Какие же вы бессердечные,

Какие же вы бессердечные!

Даже не посмотрите,

Отворачиваетесь в сторону.

Как горько, как тяжело!

Остается только плакать.

 

 

Императрица, желая познакомиться с обычаями дикарей, живущих на островах, иногда приказывала привозить их в столицу, но они помирали в дороге, по‑видимому, от неприспособленности к географическим условиям.

Государства, главы которых имеют звание императора, называются империи, а государства королей называются королевства. В России при встрече с человеком из другой страны спрашивают друг друга, из какой страны и какой имеет титул. Если спрошенный ответит, что из королевства, то на него никто не обратит внимания. Если же скажет, что императорский, тут же исправляют порядок мест за столом, предоставив почетное место. Во всем мире есть четыре континента, на них количество государств не меньше 1100, звание же империй среди них имеют всего лишь семь стран, и одно из них это государство нашего императора. Поэтому, куда бы ни приезжал Кодаю, нигде не обращались грубо.

Кирилл, а также прибывший ныне посланник говорили Кодаю: "В Японии все прекрасно: и государственный строй, и нравы, и этикет, и одежда и законы, это бесспорно. Военное дело и вооружение также находятся в полном порядке, военное искусство стоит так высоко, что другим странам далеко до вас. По искусству изготовления мечей, луков и стрел, а также по качеству своих машин поистине является венцом всех государств. А между тем дошел слух, что она боится других, заморских государств, что страшится и нашей России. К этому нет никаких причин. Голландцы давно торгуют с вашей страной и продают ваши товары другим государствам, и боятся, что если эти государства будут иметь сношения и торговлю с вашей страной, то они лишатся прибылей, поэтому и распространяют ни на чем не основанные слухи. Из иностранцев разрешили торговлю только китайцам да голландцам, кораблей других стран не впускаете и кораблей в чужие страны не посылаете, и не знаете, что делается в других государствах, – не понимаете ни сути, ни истинного положения вещей, по‑видимому, этим и объясняется такой страх. В вашей стране и люди, и весь строй настолько совершенны, что другие государства не должны относиться к вам с презрением. После того как ты вернешься на родину, как следует объясни все людям вашей страны".

 

Природные ресурсы

 

В России очень холодный климат, и поэтому там очень мало видов животных и растений. Многие из тех, что перечисляются ниже, были завезены из других стран и стали разводиться. По‑видимому, есть еще какие‑то редкие и необычные, но потерпевшие кораблекрушение лишь слышали или видели мельком и не знают точно ни названий, ни внешнего вида, поэтому невозможно включить их в описание. Описано только то, что видели своими глазами и хорошо запомнили, хотя, вероятно, многое упущено. Однако и тех нескольких десятков, что приводятся здесь, достаточно, чтобы составить общее представление о климате и природе. Поэтому обобщил все, что услышал, и составил раздел о дарах природы.

Травы

Хризантемы, нарцисс, шток роза, обыкновенная мальва, кустистый клевер, камыш, чертополох, бальзамин, сирень, вьюнок, гвоздика – все эти цветы одинаковы с нашими. Гвоздику обычно называют голландской гвоздикой. Много гвоздики сеют там, где разводят пчел.

Камнеломка. Говорят, что семена завезены из Японии, По‑видимому, это семена, оставшиеся в корабле, ранее занесенном в Россию.

Ягодэ (ягоды). Много на Амчитке, Камчатке и в других местах. Листья мелкие, стебель вроде лозы стелется по земле, от коленцев растут в землю корни. Плоды похожи на "бороды змеи", иссиня‑черного цвета. Созревают в августе, их собирают, набивают в бочонки и зимой едят как лакомство. Когда ешь, язык и губы окрашиваются в черный цвет.

Китайские фонарики. У молодого растения так же много ответвлений, как у ялапы; густо разрастаются во все стороны. Плоды такие же, как у нашей ходзуке. Хорошо созревшие собирают, готовят сладости и едят. Кодаю говорит, что, когда он показал там, как наши девочки, вынув из плода семечки, пищат, надувая кожицу плода, все очень дивились; и с тех пор там эта забава получила широкое распространение.

Хлопок. Семена завезены из Китая, но из‑за холодного климата не произрастает, а разводится для забавы в горшках.

Древовидный пион разводят в горшках в домах у Павла Симоновича Коха и Мусина‑Пушкина, но цветы чахлые и очень мелкие.

Травянистый пион выращивают в огородах любоваться цветами, но цветы хилые и не такие красивые, как у нас.

Роза. Много растет в диком виде. Собирают красные и делают настойку на водке. Крестьянские девушки собирают цветы и носят в корзинах продавать в столицу.

Табак много разводят в Сибири. Листья мельче, чем у нас. Снег там иногда выпадает в конце августа, поэтому обычно собирают и сушат в начале августа, но он еще не успевает созреть как следует и когда высохнет, темнеет. Пуд стоит от 70‑80 копеек до двух рублей.

Красный перец называется "астраханский перец". Высушенный ввозится из Турции, растущий же Кодаю видел только изредка в горшках.

Астрахань находится на берегу Каспийского моря. "Перец" это косё, "астраханский перец" значит "перец из Астрахани", то есть как у нас "корейский перец", или "перец южных дикарей".

Имбирь это хадзиками. У Мусина‑Пушкина растет дома в горшках. Сушеный в большом количестве ввозится из Маньчжурии.

Сахарный тростник называется сахарной травой. Кодаю говорит, что видел в столице у любителей редкостей, которые выращивают в горшках.

Ананас. Листья узкие, длинные, толстые, с колючками, как у репейника, растет, как травянистые заросли, из земли. Из середины листа появляется стебель, без цветов завязывается плод размером с кулак, желтого цвета, с чешуйками, по форме как сосновая шишка. Из середины плода снова вырастает стебель и пускает листья. Если этот стебель оторвать и посадить в землю, он пустит корни. Плоды его созревают только на третий год. Вкус кисло‑сладкий, очень приятный. Стоят они в России очень дорого, по 15‑17 рублей за штуку. Ввозятся из Турции. В саду у царицы растет в горшках. В земле роют яму в 5‑6 сяку, засыпают сухой конский навоз, в который закапывают горшок, а сверху накрывают стеклом. Все редкие растения, которые боятся мороза, закрывают стеклами.

В "Тайвань фу чжи" написано: "Листья хуанли как у камыша, но короче и шире, по обоим краям зубчики, как у пилы. Плод желтого цвета, семена вроде чешуйчатой брони, формой похож на дыню, вкус очень сладкий, кисловатый, чистый аромат поражает человека.Другое название – фэнли". На Рюкю есть разновидность, которая называется эйран.

Земляника. Есть четыре вида плодов: белые, красные, желтые и черные. Крупные размером с куриное яйцо, очень вкусные. Из сока делают вино.

Будо называется биногарато (виноград), выращивают в горшках, которые ставят в помещение, где при помощи градусника измеряется температура. Если поддерживать подходящую температуру, то круглый год цветет и плодоносит.

Баклажаны выращиваются в горшках любителями. Есть два вида: синие и белые.

Кюри называются огурцы, мельче наших. Едят их в свежем виде, а также солят впрок на зиму.

Макуваури называются дыни. Они больше, чем у нас, но растет не так много. В Сибири одна стоит 1 рубль 50 копеек, а в столице – 60‑70 копеек.

Суйка называются арбузы. Мельче, чем наши, но ценятся еще дороже, чем дыни. Семена садят в горшках в феврале ‑ марте. Пока растение не вырастет до 5‑6 сяку, его держат в помещении и только в июне высаживают в поле.

Сасагэ называются горох. Есть три сорта: белый, красный и пестрый. Стручки двух видов, длинные и короткие. Много сеют в поле для еды.

Дайкон называется редька. Она немного мельче нашей. Едят в сыром виде, приправляя молоком и солью. В вареном виде не едят. Вкус очень острый.

В "Хокусэйроку" написано, что у песчаной редьки в пустыне корень тонкий, вкус острый; встречается и с разветвляющимися корнями. По‑видимому, в России растет разновидность песчаной редьки.

Кабура называется репа. Корень сплюснутый, похож на нашу репу тэннодзи‑кабура. Едят и в сыром и в вареном виде. В Охотске очень крупная, одна штука весит до 350‑360 моммэ.

Ниндзин называется морковь. Корни очень крупные, очень сладкая на вкус. Едят и в сыром и в вареном виде.

Латук выращивается в горшках в течение всего года, на стол подается только в благородных домах.

Перилла в большом количестве выращивается в поле для еды.

Картофель у нас известен как дзягатараимо, госёимо, или сэйдаюимо. Кусты высотой 1‑2 сяку с 7‑8 листьями, похожих на листья японской акации, но растут они чередуясь, а не парами. Летом расцветают цветы светло‑фиолетового цвета, похожие на цветы баклажана, но мельче. Корни как у ходо, и по бокам много плодов. Большие размером с гусиное яйцо, маленькие – с хадзикидама. Очень вкусны в вареном виде. Из них делают также крахмальный порошок. Картофель весьма полезное растение для простого народа, его много сажают и едят в России.

Семена его недавно ввезены к нам из Голландии, и сейчас разводится в разных местах. Варвары называют арудоаппуру, а в некоторых местах называют просто аппуру.

Лук мельче, чем у нас, походит на лук‑резанец.

Кукуруза в большом количестве выращивается в полях, поджаривают детям для еды.

Мак и слеза Иовля одинаковы с нашими.

Рис называется пшено, в России не растет. Буш пытался в течение трех лет выращивать дома, но росла только трава, зерна не давала.

Омуги называются аржана, а комуги‑сэна ‑ пшено. Они такие же, как у нас. Это обычный продукт питания в той стране, сеют очень много, но к востоку от Киринги родится мало.

Соба называется гречиха, много сеют в Сибири. Пуд гречихи стоит около 70 копеек, обдирают и варят кашу.

Лопуха много дикого, но в пищу не употребляют, а поэтому и не сеют.

Деревья

Мацу называется сосной, одинакова с нашей, но растет немного.

Тёсэн‑гоё называется кедровник, его плоды – орехи, обычно едят как лакомство. В районе Иркутска пуд орехов 70‑80 копеек, в столице – 12 рублей.

Фудзимацу тоже называется сосной, ее очень много.

На постройку домов и кораблей идет только это дерево.

Сирокаба называется береза, тоже очень много. Из этого дерева делают оси телег, колеса, обручи для бочек и гвозди.

Дуб (касива) такой же, как у нас, но больших дубов нет.

Ель и кипарис Кодаю видел в горшках.

Ольхи очень много растет по берегам рек. Очищают от верхней коры, а находящуюся под ней тонкую кожицу используют для окраски кожи. Дает очень приятный красновато‑коричневый цвет.

Янаги называется тальник. Много растет по берегам рек. Тонкие ветви используют как розги для наказания. Еще пепел добавляют в нюхательный табак.

Самшит.

Пальма.

Древовидная камелия.

Ю называется апельсин, он меньше, чем у нас.

Кунэмбо называется лимон, как и апельсин, разводится в горшках любителями редкостей. Летом в столицу привозят из Голландии на кораблях много груш и лимонов. В Сибири многие жители никогда его не видели.

Слива такая же, как у нас, но не много, только в садах у чиновников и богачей.

Сакура называется вишня, цветы большие, махровые. Плоды тоже крупнее, чем у нас. С медом или сахаром делают сласти, а хорошо созревшую едят в сыром виде. На Камчатке не дает ни цветов, ни плодов.

Гинкго выращивается только в горшках. Кодаю не знает, приносит ли оно плоды. Когда услышали, что у нас оно дает плоды, то не поверили.

Тутовое дерево, китайская роза и азалия такие же, как у нас, но цветы у азалии мельче.

Гардения такая же, как у нас. Цветы бывают двух видов: простые и махровые.

Чай ввозится из Кореи, из‑за холодного климата гибнет и не растет.

Конгосан выращивал в горшках у себя дома Буш и теперь отделил отросток для Кирилла.

Птицы

Чайка, баклан, сокол, жаворонок, воробей, домашняя утка, домашний гусь, фазан, дикий гусь, дикая утка такие же, как у нас. Но дикие утки и гуси в конце весны прилетают обратно с юга и в середине лета несут много яиц и выводят птенцов. Люди приручают их, яйца собирают и едят.

Кряква походит на дикую утку, но у некоторых венчики и клювы красные. Дикари на островах из шкурок кряквы делают одежду, говорят, что прочнее шкурок других островных птиц и не рвутся.

Ворон. Сибирский ворон одинаков с нашим, а в европейской части, к западу от Екатеринбурга, от грудки до брюшка светло‑серые, а горло белое; совершенно черных нет. Величиной они меньше.

Иэбато называется голубь, их много держат в домах.

Васи называется орел, очень много по всей стране. Есть очень большие.

Ниватори называется: самец – петух, самка – курица. К западу от Якутска во всех домах разводят куриц и для еды. От Охотска до Камчатки встречаются очень редко. В столице есть курицы тябо величиной с воробья.

В "Тайвань фу чжи" в разделе "Шичалу" говорится о "курочке гомэйкэй" величиной с перепелку, вероятно, это она и есть.

Каракун называется индейка. Эту птицу разводят в большом количестве в благородных домах и едят, очень вкусно. В районе Иркутска индейка стоит около трех рублей.

Цуру называется журавль, есть всякие виды: белый журавль, красноголовый и другие. В пищу не употребляется.

Кудаяку называется павлин, в столице много павлинов держат в домах.

Попугаи имеются пяти цветов, наиболее ценным считается белый. Держат во многих богатых домах. Попугаи и павлины ввозятся из‑за границы, в России они не водятся.

Сова (мимидзуку) такая же, как у нас. Держат для забавы детям.

Есть птица, похожая на сороку, с длинным хвостом, спина до хвоста лазоревого цвета, голова белая, грудка желтовато‑коричневая, брюшко белое. Если хорошо обучать, говорит, как человек.

По‑видимому, это птица, которую у нас называют сандзяку.

Ласточки бывают примерно с мая по октябрь. Чтобы они вили гнезда, под свесами крыш вешают чашки или дощечки. Кодаю спросил Кирилла: "Дикие гуси прилетают и находятся здесь с конца весны и до начала осени, а с осени до весны улетают в юго‑восточные страны. Поэтому время, когда дикие гуси находятся в нашей стране и у вас, разное, а ласточки во всех странах прилетают в одно и то же время. Куда же они улетают на осень и зиму, чтобы снова прилететь на весну и лето?" Тот ответил так: "Ласточки не улетают в другие страны, а в тех же странах улетают в горы и впадают в спячку в дуплах деревьев или в пещерах. Поэтому и появляются в одно и то же время и в вашей стране и у нас. А гуси и утки появляются в разное время потому, что они летят с севера на юг и обратно".

В "Цзинь шу" говорится: "Голодающие крестьяне, когда в поле нет травы, выкапывают из земли полевых мышей или впавших в зимнюю спячку ласточек и едят их".

А в "Вэньчан цзалу" читаем: "Во время вскрытия реки к востоку от столицы обвалились берега, и можно было видеть бесчисленное множество впавших в зимнюю спячку ласточек".

Следовательно, нет сомнений, что ласточки прячутся в землю на зимнюю спячку. У нас тоже иногда далеко в горах находят в пещерах впавших в зимнюю спячку ласточек или выкапывают кукушек.

Животные

Уси называются: самец – бык, самка – корова, не отличаются от наших, но в России на них не возят грузов, не впрягают в телеги и не пашут землю, а только едят. Во многих домах держат коров и берут у них молоко, чтобы поить детей. Поэтому в пищу идет только мясо быков, коров же не убивают. Их кожу для выделки отправляют в Англию.

Самец лошади называется конь, а самка – кобыла. От столицы до Томска держат только гнедых лошадей, белых совсем нет, а в Сибири ездят и на белых. В столице ценятся английские лошади. У всех коротко подстригают хвосты, и Кодаю говорит, что с непривычки казалось очень смешным.

Хйцудзи называется баран. Есть много видов: черные, белые, пестрые. Шерсть идет на ткани, а мясо – в пищу. Приносят большую пользу народу, поэтому разводят во многих домах. Сукно ткут тоже из шерсти овец. Овечью шерсть прядут и ткут на ткацком станке. На только что сотканном сукне ворса не видно, как на обычной хлопчатобумажной ткани, его сбрызгивают водой, трут жесткой щеткой и свертывают в несколько слоев, и появляется ворс.

Яги называется козел или коза, их разводят дома и едят. В России коров, лошадей и овец летом выпускают в поле, чтобы искали пищу и кормили телят, жеребят и ягнят, и загоняют в ограду из веток, срубаемых со ствола дерева. Зимой скот пригоняют домой, а на корм с лета косят траву и заготовляют много сена.

Олень похож на наших сйка, но величиной с лошадь. Рога у него плоские и гладкие, как у сйка, но без наростов и бугров. Шерсть такого же цвета, как у сйка зимой. Есть несколько видов с белыми пятнами. Они легко привыкают к человеку. Их держат, чтобы запрягать в телеги и сани. У них очень теплая шкура, из нее шьют шубы.

Такое животное водится на Сахалине, айны называют его цунакай, а по‑голландски оно называется рэндзиру.

В "Цяньлун юйчжи цзи" сказано: "Ганьдахань выходит к реке Амуру, походит на оленя лу, но больше его. Это изяшное животное называется также хань. Там же говорится: Нингутский полководец Ба‑лин‑а докладывал о прирученных оленях, которых разводят оленеводческие племена Дунхая. Груз могут перевозить лучше волов, а верхом легче ездить, чем на лошади. К человеку они привязываются лучше нее",

В "Етань суйлу" сказано: "Когда Ли Инь‑янь гостил в Халхе, люди там ездили верхом на животном, похожем на оленя, но это не олень лу, оно походит на ми, но крупнее его. Это животное называется ганьдаэрхань, по‑видимому, это то же самое, что хань".

Отсюда следует, что прирученные олени это и есть ганьдахань, а ганьдаэрхань это иное произношение того же слова. По‑видимому, это животное и называется олень.

В "Шэнь Цунь‑чжун би‑тань" сказано: "У северных варваров есть горбатые олени, очень крупные, бледно‑желтого цвета, без пятен, рога большие и узорчатые, крепкие и блестящие, как драгоценные камни". Очевидно, здесь также говорится об этом животном. В "Шэнцзин тунчжи" олень называется ганьдахань.

Зуб это клыки морского зверя, которые подбирают на севере от Якутска, на побережье Северного Ледовитого океана. Самые крупные в 2‑3 сяку, мелкие около 1 сяку. Изделия по блеску и белизне превосходят даже слоновую кость. Иногда вместе с этим зубом находят клыки нарвала, но какой он имеет вид, неизвестно.

В "Географии" говорится: "На побережье Татарского моря (то есть Северного Ледовитого океана) родится необычное животное, называемое бэхэмотто (бегемотом). У него очень крупные и страшные зубы. Если отполировать, то белизной и блеском превосходят слоновую кость". В "Дамин итун чжи" говорится об "особом роге, то есть клыке морского слона", по‑видимому, это и есть зуб.

Мыши. Большую называют крыса, маленькую – мышь. Водятся в домах и в поле, но только их меньше, чем у нас.

Бута называется свинья. Бывают черные и серые с белыми пятнами. Даже в самых бедных домах держат их для еды, но едят меньше, чем говядины.

Ину называется собака. Есть большие и маленькие. Многие держат их, чтобы охранять ворота и двери домов. А на Камчатке и в Охотске запрягают в сани и телеги. Они хорошо помнят дорогу, чувствуют направление и понимают речь человека. Одна такая собака стоит около 20 рублей серебром.

Ракуда называется верблюд. Много разводят западнее Иркутска и пользуются для перевозки грузов, как у нас волами и лошадьми. Шерсть чаще серого или бурого цвета. Шея и ноги длинные, на спине нечто вроде мясного нароста, будто надето седло. В общем он производит впечатление какого‑то грязного существа, но отличается хорошим нравом и привыкает к человеку. Однако, если смотреть во время их случки, сердятся и нередко наносят человеку повреждения. Обычно же смирные и подчиняются даже ребенку. Даже в столице многие их имеют.

Самец нэко называется косика (кошка), а самка – окосйка, такие же, как у нас. У Кирилла была кошка из Китая, с шерстью длиной 5‑6 сунов, напоминает мускусную кошку, каких рисуют на картинах. Говорит, что такие кошки большая редкость и что даже в столице нет ни у кого такой.

По‑видимому, это длинношерстная кошка, называемая моки.

Сиси называется лев. В России иногда встречаются в глубине гор. Они кровожадны, их очень боятся.

Кума называется медведь. Медведи там серовато‑черного цвета и очень большие. На груди белой шерсти нет. Совсем черные очень редки, мех идет для обшивки снаружи рукавиц и стоит 25 рублей серебром.

Иносиси называется дикий кабан, такой же, как у нас. В столице есть кабаны размером с крысу, их держат в клетке. Говорят, что они местные. Возвращаясь на родину, Кодаю хотел привезти с собой три штуки, но все сдохли в дороге.

Кицунэ называется лисица, такие же, как у нас. А в Охранской водятся черные лисицы, ценятся очень дорого. Есть также с белыми пятнами.

Сару в столице называют обезьяна, а в Сибири – санга. Такие же, как у нас, но встречаются и с длинными хвостами, как у мыши.

Усаги называется заяц. Их несколько видов: белые, серые, коричневые и пятнистые. Кодаю говорит, что в столице есть зайцы размером с крысу, очень милые животные.

Тэн называется соболь. Похож на хорька, хвост длинный, шерсть черная. Бывают с красноватым оттенком, но ценятся ниже. Шьют одежду благородным людям. Для мужской одежды берут спинку, а брюшко идет на подкладку женской одежды. В столице шкурка высшего качества стоит 120 рублей серебром, а низкосортная – 6‑7 рублей.

Рису называется белка. Шкурка стоит 14‑15 копеек. Идет на одежду простого люда.

Горностай водится в горах между Охотском и Якутском, это гинтэн (в просторечье называется гиннэдзуми ‑ серебряная мышь). Совершенно белый, кончик хвоста черный. Есть и пятнистые. Хвосты идут на украшение воротника шубы, которую носит царица.

Адзараси – нерпа, у нее очень вкусное мясо. Если ее жиром смазать подошву обуви, та становится гибкой, и ногам не больно. Кожа идет на изготовление мешков, в которые во время поездок укладываются вещи. Их называют чемодан.

Ракко называется бобер, его добывают на островах вокруг Амчитки. Туда крупные русские купцы, Жигарев и другие, посылают торговать приказчиков. Одну шкуру выменивают на четыре‑пять листов табака. Шкуры отправляют в Россию для торговли с Турцией, где мех высших сортов продается за 800‑900 рублей серебром, а низшего качества ‑ не ниже 200‑300 рублей за штуку. В столице высший сорт стоит 170‑180 рублей, а на Камчатке – рублей пять серебром.

Тодо называется сивуч. Мясо отличается отменным вкусом. Шкура идет на изготовление лодок. Они очень большие, больше коровы.

Рыбы

Кудзира – кит. Их несколько видов, большие и маленькие. Островитяне едят их, а жир жгут в светильниках. В России кита не едят. Кодаю рассказывает, что зимой того года, когда прибыли на Амчитку, за один раз поймали семь китов.

Тара называется треска, много около Амчитки, служит постоянной пищей для островитян.

Судачки похожи на наших айнамэ. Величина до одного сяку, много бывает с апреля по июль. Это тоже постоянная пища островитян.

Скаты (эй) также имеются у островов, но много их не поймаешь.

Камбалы много у островов, но едят ее мало.

Креветки только мелкие, таких, как камакураэби, нет.

Есть рыба, похожая на фугу, в длину в 5‑6 сунов. На брюхе бородавки, как у осьминога, которыми присасывается к камням у берега. Как она называется, неизвестно. Бьют копьями. Вареная очень вкусна, кости мягкие. Много водится у островов (эта рыба в Мадумаэ называется гокко, а в районе Мито – сангоро).

Сакэ называется красная рыба, много на Камчатке, в Тигиле, Охотске, Большерецкой, Петрогавани и Гижиге. Ловят с апреля‑мая и едят. На зиму ее солят и вялят. В конце августа она в таком количестве поднимается вверх по рекам, что реки оказываются забиты рыбой, и она гибнет. От мертвой рыбы вода в низовьях рек становится в эту пору столь зловонной, что ее невозможно пить.

Чавыча походит на судзуки, длина 4̴


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: