Методика обучения пересказу (по Бородичу)

Произведения для пересказа.

Существуют определенные требования к тексту для пересказов.

Каждое произведение должно

                 - учить чему-то полезному,

              - развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности.

Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях

                     - присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера;

                   - мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать

                     - сюжетные,

                     - с четкой композицией,

                    - с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям

            - словарем,

                   - короткими, четкими фразами,

                 - отсутствием сложных грамматических форм.

Еще ряд обязательных требований к языку произведения

                -выразительность,

                      - наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть;

                        - желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти.



Структура занятия по пересказу


Построение занятия - разнообразие его задач.

Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.

И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности».

В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста.

А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.

 


Типовая структура занятия по пересказу


1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее:

- уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов),

- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

- активная подготовка к выразительному пересказу

                 - работа над прямой речью действующих лиц,

                 - осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах.

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа,

 - или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство учителя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа:

- первый — новый для детей, сравнительно легкий;

  - второй — уже известный им, он должен быть коротким.

Это оживляет внимание детей.


Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сюжетов  уже по выбору самих детей.

Учитель называет два или три произведения и предлагает всем подумать, кто какое из них и кто  хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка

 








Приемы обучения пересказу


Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между пересказами.

 

Исходный прием -  образец чтения произведения.

 

         Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

В процессе беседы используются

- вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также

                  - объяснения, указания.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: