- индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения,
- выбор наиболее подходящей интонации и др.
Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Учитель, объясняя назначение установочных приемов, должен предостеречь от ошибки:
- не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст,
- задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания.
Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.
Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы учителем.
На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
Между пересказами, если их качество невысоко, так же, как и в беседе, используют указания, упражнения.
В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом:
- наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера.
- иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.
Очень полезно предлагать некоторым детям
- исправить,
- улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок.
Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всему классу или к рассказчику):
- Не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?
- Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за друзей?
Нужно помнить, что оценка творческой деятельности, какой является пересказ, должна быть тактичной, допускающей вариативность исполнения.
Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...» ….
Среди других словесных приемов используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно при формировании выразительности речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы.
Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в хоровых повторениях (с учителем) дети сохраняют индивидуальность речи.
Учеными были заложены методические основы обучения пересказу:
предложены классификации видов пересказа (В.В. Голубков,
Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов и др.), названы приемы, высказаны рекомендации по организации и содержанию обучения пересказу.
Метод Кассиля
Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.
Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически "нет времени" на чтение ребенку.
Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки главного героя или нет.
Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.
Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там - то.
Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.
На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.
С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Метод древнего народа
(который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.
Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу.
Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).