Механизм саморегуляции рынка

На рынок покупатель и продавец приходят со своей ценой на данный товар. Цена спроса – эта максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар. Она зависит от степени полезности этого товара для данного конкретного потребителя в данном конкретном случае. Если вы умираете от жажды, то за пару глотков воды готовы будете заплатить столько, сколько не заплатите за целую цистерну в обычной ситуации. Цена предложенияминимальная цена, за которую продавец согласится продать свой товар. Она связана с издержками производства. Понесённые затраты могут сильно отличаться у разных производителей. Кто-то смог более эффективно организовать работу предприятия, а кто-то нет. По какой цене товар будет продаваться?

Для объяснения того, как это происходит, воспользуемся графической моделью, которую называют «крестом» или «ножницами Маршалла»  (по фамилии известного британского экономиста)

На графике кривые, в нашем случае прямые, пересекаются в точке Е. Что это означает? То, что при цене Р1 количество покупателей, которые готовы приобрести товар по этой цене, и количество производителей, которые готовы продать товар по этой цене, совпадут. Это точка рыночного равновесия. И цену, соответствующую ей, принято называть равновесной ценой.

То есть, равновесная цена – это цена, при которой спрос равен предложению. Количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить к продаже. Это идеальная ситуация. В реальности такое соответствие достигается не так уж часто. Цена постоянно колеблется вокруг точки равновесия. Но она всегда стремится к этой точке. Давайте посмотрим, как это происходит.

Представим себе, что цена на товар выше равновесной. Какое-то количество покупателей готово приобрести товар и по этой цене. Но их слишком мало для того, что бы купить всю выпущенную продукцию. Часть её останется нереализованной. Образуется избыточное предложение. Но непроданные товары – это убытки для производителя. Он не только не получает прибыли, но и не может возместить понесённые затраты. Что делать в такой ситуации? Правильно, снижать цены. Пусть прибыль будет не так высока, или даже её не будет вовсе. Но какие-то средства производитель получит. По мере снижения цены, увеличивается число потенциальных покупателей товара. До тех пор, пока цена не достигнет точки равновесия.

А если она упадёт ниже равновесной?

Тогда число желающих приобрести подешевевший товар превысит его количество. Образуется избыточный спрос (дефицит, нехватка товара). Начнётся своеобразное соревнование покупателей, в котором победят те, кто готов заплатить больше. Цена будет подниматься, пока вновь не достигнет точки равновесия. И это может повторяться много-много раз.

Точка равновесия, разумеется, может меняться. Если кривые спроса или предложения сдвинуться влево или вправо под воздействием разных факторов. Но механизм саморегуляции будет работать по-прежнему.

Равновесная цена, которая устанавливается на рынке в результате действия законов спроса и предложения, вовсе не обязательно всем будет казаться справедливой. Иногда, чаще всего у государства, возникает желание подкорректировать её в ту или другую сторону. Например, установить «потолок цен», то есть максимально допустимую цену на ту или иную продукцию. Что произойдёт, если она окажется ниже равновесной рыночной цены? Величина спроса QD превысит величину предложения QS и образуется дефицит. Родственники и знакомые могут подробно рассказать о тотальном дефиците товаров потребления в СССР, где государство осуществляло постоянный контроль над ценообразованием.

 

Объективность рыночных законов ярче всего выразил шотландский экономист Адам Смит ещё в конце восемнадцатого века. Он заявил, что рынком управляет «невидимая рука». Что именно имелось ввиду? Каждый участник хозяйственных отношений, писал Смит, руководствуется своими эгоистическими интересами. Например, производитель думает не о том, как облагодетельствовать человечество своими товарами. Ему, в общем-то, нет дела до нужд человечества. Он хочет получить прибыль от продажи произведённой продукции, и чем больше, тем лучше. Но вся фишка в том, что в условиях рынка свободен не только производитель, но и покупатель.

Никто и ничто не может заставить его купить какой-то товар. Он приобретёт его только в том случае, если этот самый товар удовлетворяет какую-либо из его многочисленных потребностей. Поэтому производитель будет тщательно изучать эти самые потребности, стараться максимально угодить вкусам потребителей, дать им именно то, чего они хотят. Ну, или убедить в том, что именно этого они и хотят.

Покупателю, в свою очередь, абсолютно безразлично, получит ли производитель прибыль. Но с другой стороны, если не будет прибыли, не будет и производства, а значит, покупатель не сможет получить то, чего ему хочется.

Вот так и получается, что участники рыночных отношений, хотят они этого или не хотят, помогают реализовывать интересы друг друга и способствуют общему развитию, приращению богатства всего общества в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: