Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20.
Подуть на язык.
Кистью ощутить теплую струю воздуха.
Упражнение 10-б. «Жук».
Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.
Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».
Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.
Упражнение 11. «Цокает лошадка».
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.)
|
|
Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.
Упражнение 12. «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.
Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].