Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3x1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.
Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.
Комплексы упражнений
1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер»
№1 №2 №3 №1 №15
2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» —
№1 №2 №3 №7 №8
— «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер»
№9 №20 №10
3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» —
№1 №2 №3 №4 №11
— «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет»
№12 №13 №14
4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» —
№1 №2 №3 №7 №16
— «Пароход гудит»
№17
Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.
Формирование кинестетической основы движений
Органов артикуляции
Целью упражнений является создание прочных кинестезий через усиление афферентных импульсов разной модальности от мышц, задействованных в артикуляции, фонации, и фонационном дыхании. Для развития двигательно-кинестетической обратной связи в ходе упражнений уточняют положение органов артикуляции при произнесении сохранных звуков. В начале присутствует зрительный контроль, который постепенно исключается.
Такой анализ кинестезий способствует организации дифференцированных двигательных импульсов к мышцам периферического речевого аппарата.
Это отражается на качестве артикуляционных движений.
Для губ:
1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и], определить, в каком положении губы.
2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Окно» с одновременным произнесением звука [а], определить в каком положении губы.
3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у], определить в каком положении губы.
4. Выполнить перед зеркалом упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» с одновременным произнесением последовательно звуков [и]—[у] и определить последовательность в работе губ.
5. Выполнить без зеркала упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и] и определить положение губ.
6. Выполнить без зеркала упражнение «Окно» с одновременным произнесением звука [а] и определить положение губ.
7. Выполнить без зеркала упражнение «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у] и определить положение губ.
8. Выполнить без зеркала упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» — «Забор» с одновременным произнесением [и]—[у]—[и] и определить последовательность в работе губ.
9. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Забор» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.
10. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Окно» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.
11. Выполнить перед зеркалом и без зеркала упражнение «Трубочка» и произнести звук, соответствующий такому положению губ.
Для языка:
1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука [и] и определить местоположение языка и его кончика.
2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука [д] и определить местоположение языка и его кончика.
3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Качели», в которые входят два положения — «Мост» и «Парус» — с поочередным произнесением звуков [и], [д] и определить положение языка.
4. Выполнить без зеркала упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука [и] и определить положение языка.
5. Выполнить без зеркала упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука [д] и определить местоположение языка.
6. Выполнить без зеркала упражнение «Качели». Произнести последовательно [и] — [д]. Определить положение языка.
В данной системе используются названия упражнений, представленных выше в разделе «20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой».
Технология выполнения каждого упражнения подробно отражена там же.