Основные формы жестокого обращения с детьми: причины, признаки, особенности психического состояния и поведения ребенка

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенкуфизических повреждений, которые могутпривести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психическогоздоровья, или ведут к отставанию в развитии.

  Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальныедействия со взрослыми с целью получения последнимиудовлетворения или выгоды.

 Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

 Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чегонарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза дляздоровья или развития.

 

Превентивная (профилактика) деятельность социальных педагогов, психологов, родителей в контексте проблемы «жестокое обращение с детьми».

Различные исследования показывают, что жестокое обращение с детьми может быть связано с серьезными проблемами развития, с социальными и эмоциональными проблемами в будущей жизни детей, которые становятся жертвами такого обращения. Помещение в специальные учреждения, проституция, алкоголизм и наркомания, антисоциальное и криминальное поведение, чрезмерное использование служб охраны психического здоровья - включая госпитализацию в психиатрические клиники и плохое обращение с детьми в следующем поколении, - все это представляется возможными отрицательными результатами этой проблемы.
Различные формы жестокого обращения с детьми являются трудноразрешимой и сложной проблемой, требующей согласованных усилий со стороны ряда систем - социального обеспечения, здравоохранения, просвещения, милиции и судопроизводства,
Меры по борьбе с жестоким обращением в отношении детей. Необходимо создать разнообразные " горячие линии " связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти "горячие линии" обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей. Важным "инструментом" является использование различных средств массовой информации.
Широкое использование телевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведения систематической кампании по предупреждению жестокого обращения с детьми. Можно опубликовывать специальные статьи по проблемам, связанным с жестоким обращением с детьми, в детских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации, ориентированных на детей. Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.





Влияние семейной алкоголизации на формирование личности ребенка. Психологический портрет ребенка, воспитывающегося в «алкогольной семье».

Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведёт к вероятности попасть в группу социального риска. Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким ему людям. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что:  - дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

- дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

- дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности;

- дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

- родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребёнка, осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;

- дети чувствуют себя заброшенными;

- родители могут не воспринимать ребёнка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью;

- самооценка родителей может зависеть от поведения ребёнка;

- чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: