Психологическая готовность к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление. Родителям, не имеющим специальных знаний по психологии, педагогике, медицине, помогают заполнить пробелы специалисты отделов образования, педагоги-психологи социально-педагогических центров, медицинские работники, педагоги учреждений образования, работники центров коррекционного развития и реабилитации и другие. Специалисты должны объяснить приемному родителю, с какими проблемами ему придется столкнуться. Тем более что практически все дети, попадающие в замещающие семьи, имеют различные отклонения от нормы.
|
|
Негативные мотивы, не способствующие успеху в роли приемного родителя:
-Ориентация только на материальную выгоду (получение льгот, денежных пособий и т.п.).
-Замена собственному ребенку (погиб, уехал, эмоционально отдалился).
-Страх одиночества (желание заполнить эмоциональную пустоту).
-Желание за счет приемного ребенка решить проблемы в собственной семье (улучшить супружеские отношения).
-Желание продемонстрировать кому-то (соседям, миру в целом) свое благородство и высокие моральные качества.
Позитивные мотивы, способствующие успешной деятельности в роли приемного родителя:
-Желание иметь больше детей (не до конца реализованный родительский потенциал).
-Желание изменить половую или возрастную структуру семьи (например, расширить семью, включив в нее детей разного пола и возраста).
-Привязанность к конкретному ребенку.
-Профессиональная самореализация.
-Трудоустройство.
-Имеющийся опыт «приемного родительства» (получается воспитывать детей, оставшихся без попечения кровных родителей).
Особенности адаптации ребенка в приемной семье: этапы адаптации, признаки адаптированности, факторы, влияющие на адаптацию.
Психологическая адаптация — двусторонний процесс, в котором и родители и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Успешность процесса адаптации определяется следующими факторами:
|
|
• возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации;
• индивидуальными и личностными особенностями ребенка,
• историей их жизни и пережитыми событиями;
• структурой и межличностными отношениями в семье усыновителей;
• особенностями личности усыновителей;
• продолжительностью знакомства с усыновителями;
• психологической готовностью родителей к усыновлению;
•возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений.
Наблюдение за адаптацией детей в новых семьях показывает, что адаптация приемных детей проходит значительно быстрее и конфликты между ними и родными детьми практически отсутствуют, если:
-мать, отец и другие члены семьи с первых же дней появления приемных детей занимают правильную педагогическую позицию: предъявляют ко всем детям единые родительские требования;
-проявляют ко всем детям естественную строгость и ласку;
-учитывают возрастные психологические особенности детей;
- владеют культурой родительского общения с детьми, культурой общения мужа и жены, отца и матери;
-родители, особенно мать, проявляют в отношении приемных детей естественную человеческую любовь, внимание, заботу, тепло, ласку, участие и сопереживание.
Все это помогает в короткий срок (от месяца до полугода) устранить у детей разные виды психической депривации, разнообразные негативные проявления и черты (жестокость, агрессивность, тревожность, раздражительность, вспыльчивость и др.).