Методические рекомендации по организации и проведению Дня знаний в образовательных организациях Тамбовской области в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
День знаний – ежегодный, традиционный праздник для всех учеников, учащихся, студентов, их родителей, учителей и преподавателей.
Вместе с тем, учитывая санитарно-эпидемиологическую обстановку, складывающуюся в области, рекомендуем традиционные линейки заменить классными мероприятиями, проведение которых должно быть организовано в соответствии с требованиями СанПин 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирустной инфекции (COVID – 19»), в т.ч.:
обеспечить уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств по вирусному режиму;
разработать график проведения классных мероприятий (начало в разное время);
организовать закрепление учебных кабинетов за каждым классом;
организовать «утренний фильтр» с обязательной термометрией обучающихся и педагогов перед началом мероприятия и занесением в журнал полученных данных;
обеспечить обязательную дезинфекцию рук всех участников мероприятий;
обеспечить обеззараживание воздуха в образовательной организации с помощью рециркуляторов.
В случае принятия решения о проведении линеек в традиционном формате для 1, 11 классов, необходимо:
сократить время проведения линеек до 20-30 минут;
минимизировать количество участников линеек (проведение мероприятия для 2-4 классов в зависимости от метража помещения (уличной площадки) по графику, с участием минимального количества родителей);
провести обязательную термометрию участников линеек;
завершить проведение линеек «Уроком Мужества» по классам.
Методические рекомендации по проведению «Урока Мужества» прилагаются.
Модели проведения мероприятий в рамках празднования
Дня знаний в образовательных организациях
Цель проведения мероприятий, посвящённых Дню знаний, состоит в организации деятельности обучающихся, способствующей их личностному развитию, формированию у них познавательных интересов и положительной мотивации к обучению, совершенствованию информационных, коммуникативных и познавательных умений обучающихся.
Задачи проведения тематических мероприятий состоят в создании условий для:
создания праздничной атмосферы перед началом нового учебного года, обеспечивающей комфортную, безопасную и развивающую образовательную среду;
формирования патриотизма, уважения к Отечеству, государственным праздникам России, величайшим научным, техническим и социальным достижениям нашей страны;
эмоциональной и интеллектуальной адаптации обучающихся после летних каникул к школе, классному коллективу, образовательной среде.
При проведении мероприятий, посвященных Дню знаний рекомендуется использовать материально-технические ресурсы, приобретенные образовательными организациями муниципальных образований региона в рамках реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».
Рекомендации по подготовке и проведению «Урока Мужества», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, в рамках празднования Дня знаний
В процессе подготовки «Урока Мужества» педагогам необходимо использовать все возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической позиции обучающихся. Проведение такого рода мероприятий позволит обогатить ведущие стержневые свойства личности обучающегося, способствующие развитию её разносторонности, гармоничности, целостности.
Прежде чем приступить к проведению «Урока мужества» следует придерживаться следующих правил:
мероприятие должно быть актуальным, вызывающим интерес у той возрастной категории обучающихся, для которой оно предназначено;
используемый материал должен быть доступным, информационным, отвечать потребностям обучающихся;
информация, сведения и другие факты должны соответствовать исторической правде и в тоже время должны раскрывать новые неизвестные страницы;
обстановка должна быть непринуждённой, психологическая атмосфера комфортной, чтобы каждый из участников имел право на высказывание собственных чувств и мыслей;
в ходе мероприятия следует способствовать развитию интеллектуальных умений обучающихся, умению анализировать, сопоставлять, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы.
Для того, чтобы во время проведения «Урока Мужества» избежать негативных моментов, позволяющих внести какой-либо диссонанс на воспитательное воздействие обучающихся, педагогу необходимо выполнять следующие требования:
подготовка к «Уроку Мужества» должна проходить таким образом, чтобы она позволила выработать у обучающихся положительное восприятие материала, который будет предложен в ходе этого мероприятия;
используемый материал должен учитывать интересы, возрастные особенности обучающихся, уровень самоподготовки, имеющиеся знания по предложенной тематике, умение отбирать и анализировать.
На подготовительном этапе мероприятия его организаторы занимаются:
1. подбором сюжетных материалов:
отрывков из фильмов военной тематики;
песен военных лет общего характера (песни могут быть адресные, если известен род войск приглашённых участников, песни в память о погибших воинах, либо посвящённых каким-либо событиям, связанных с различными войнами);
стихов, рассказов военной тематики;
фотографий военных лет, иллюстраций и репродукций картин;
2. работой, связанной с источниками информации:
имена участников сражений ВОВ, фронтовиков-земляков, песни, музыку, плакаты военных лет можно найти на соответствующих сайтах в интернете;
рекомендательные списки художественной и публицистической литературы, разработки занятий и воспитательных мероприятий;
3. организацией конкурсов, акций:
конкурс плакатов, боевых листков, журнала-летописи событий военных лет;
конкурс «Письмо ветерану» (солдатский треугольник);
конкурс «Открытка-подарок ветерану»;
конкурс детских рисунков «Война глазами детей», «Разбуди свою память», «Искра памяти»;
конкурс рассказов о героических подвигах, участниках ВОВ, войн современности (лучшие работы могут быть зачитаны на самом мероприятии);
акция «Помоги ветерану», «Синий платочек».
4. оформлением кабинетов, рекреаций, мест проведения мероприятий:
из собранных конкурсных работ можно оформить стендовые презентации с проведением рассказа- экскурсии;
изготовить макеты сражений, памятников, вечного огня и др.
Важную роль в героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения играют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, узниками концлагерей, детьми войны, а также представителями других боевых действий современности, представителями Вооружённых сил и правоохранительных органов. Их выступления на Уроках Мужества, личный пример, рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей, о том, чему они были свидетелями, что видели и переживали, что навсегда запало в душу и не даёт покоя. Многие из них являются наглядными примерами мужества и героизма, стойкости и выносливости советского (российского) народа. И почётный долг этих людей заключается в том, чтобы помочь молодому поколению представить во всей полноте героическое прошлое своей страны, осмыслить истоки мужества, стойкости на фронте, во время боевых действий и в тылу.