1. Прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковского: «Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом, - но вовсе не в своей мистической и догматической стороне, а в его действии на исторический процесс на Западе». Сравните это с размышлениями П.Я.Чаадаева: «На Западе все создано христианством…. Несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру… нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том, что П.Я.Чаадаев был западником? Если «да», то в чем особенность его «западничества»?
2. Прокомментируйте следующие высказывания: «Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров» (И.В. Киреевский). Как отразилось в них славянофильское понимание отношения между Западом и Россией?
|
|
3. Прокомментируйте следующие высказывания В.Соловьева: «постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует, собственно, исторический процесс человечества»; «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий рождение человека духовного». Раскрывают ли они сущность идеи Богочеловечества?
4. Как Вы считаете, можно ли говорить о различии в понимании идеи гуманизма русской и западной философскими традициями?
5. Перечислите и охарактеризуйте ценности, ставшие базовыми для славянофильства и западничества.
6. Как связаны между собой идея христианского гуманизма и антроподицея?
7. Сопоставьте понятия «индивидуализм» и «персонализм», опираясь на представления Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева. В чем состоит принципиальная разница между персонализмом и индивидуализмом, почему они не могут быть синонимами друг друга?
8. Каково значение категории «всеединство» для русской философской традиции?
9. Объясните, почему русские дворяне, изучающие философию стали именовать себя не философами, а «любомудрами» (речь идет о кружке «московских любомудров», возглавляемого кн. В.Ф. Одоевским и Д.В. Веневитиновым)?
10. Объясните, почему Герцен хотел избежать капиталистического развития для России?
11. Кого и почему А.И. Герцен называл вооружено спящим «средневековым рыцарем, караулившим Богородицу»?
|
|
12. Поясните, почему, по мысли славянофилов, на Западе «душа убывает»?
13. В чем состоит, по мысли Соловьева, историческая миссия России?
Тест для самопроверки
1. К представителям славянофильства не относятся
- Н.Г. Чернышевский
- И.В. Киреевский
- А.И. Герцен
- В.Г. Белинский
- Н. Я. Данилевский
2. Основополагающим для религиозно-философского учения А.С. Хомякова является понятие _____________________.
3. В.С. Соловьев является автором
1. «Чтений о Богочеловечестве»
2. «Апологии сумасшедшего»
3. «России и Европы»
4. «Самопознания»
5. «Смысла любви»
4. Одним из самых ярких критиков Прудона и идей, которые он пропагандировал был
- А.И. Герцен
- Вл. Соловьев
- А.С. Хомяков
- В.Г. Белинский
- Т.Н. Грановский
5. Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева было опубликовано в журнале
- «Европеец»
- «Отечественные записки»
- «Современник»
- «Московский наблюдатель»
- «Телескоп»
Укажите ценности, характеризующие «кушитство» как одну из движущих сил истории, по мысли А.С. Хомякова
- безличность
- мир
- война
- рассудочность
- творчество
- необходимость
7. Автором проекта вселенской теократии в истории русской философской мысли является
- А.С. Хомяков
- П.Я. Чаадаев
- Ф.М. Достоевский
- В.С. Соловьев
- С.Н. Булгаков
8. Подлинной формой социализма для Герцена был____________ социализм.
9. Проблема свободы и смысла творчества является центральной в философии
- П.Я. Чаадаева
- М.А. Бакунина
- И.А. Ильина
- Н.А. Бердяева
- И.В. Киреевского
10. Создателем учения о «цельном знании» в русской философии считают
- И.В. Киреевского
- П.Я. Чаадаева
- Ю.Ф. Самарина
- К.С. Аксакова
- А.И. Герцена
11. «Первой попыткой» русского самосознания, «первой самостоятельной у нас идеологией» Н.А. Бердяев называл философские идеи
- славянофилов
- западников
- народников
- почвенников
- евразийцев
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 709 – 752; 778 – 803.
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории/ Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская.- М.: Аспект Пресс, 2000. С. 65-114; 255-283.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 257 – 388.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1999. 225 с.
Бердяев Н.А. Самосознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999. С.11-248.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2ч..Р-на-Д., 1999.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве/ В.С. Соловьев. - М.: АСТ, 2004. С. 3-250.
Соловьев В.С. Оправдание добра/ В.С. Соловьев. - М.: Республика,1996. С. 75-155; 432-451.
Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С. 149-161.
Сто русских философов: Библиографический словарь/ Сост.: А.Д. Сухов. - М.: ТЕРРА; Республика, 1999.
Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задачи/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С 205-213.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. В 2ч.Ч.1. - М.,1994.
Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов// Вопросы философии. – 2001. -.№6.
Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.
Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов. Единство в трагедии// Вопросы философии. – 2004. -№2.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 31-52; 74-87.
Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева// Вопросы философии. – 1994. - №6.
Матюхин А.В. Общественная мысль в России XIX – начала XX века// Социо-гуманитарные знания. – 2009. - №3.
О. Игнатий Крекшин. В разломе бытия. Прологомены к антроподицее позднего Л.С. Франка// Вопросы философии. – 2006. - №8.
|
|
Литература к рефератам
К 1 реферату
Бердяев Н.А. О назначение человека/ Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1998. С. 37-85.
Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.:ЭКСМО-Пресс,1999. С.11-240.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 803-840.
Ко 2 реферату
Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.
Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996.С. 149-161.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 74-87.
К 3 реферату
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 376 - 383.
Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.
Мареева Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Л. Шестова// Вопросы философии. – 2007. - №3.
К 4 реферату
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999. С. 368-378.
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности/ Л. Шестов. – М.: АСТ, 2004. С. 3-221.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 840-868.
К 5 реферату
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999.С.147-165;С.296-299.
Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. Прогноз русских мыслителей/ Т.Ю. Сидорина. - М.:ГУ ВШЭ, 2001.С.23-31.
К 6 реферату
Плимак Е.Г., Сабурова Т.А. «Русская идея» Н. Бердяева как наследие русской интеллигенции?// Вопросы философии. – 2006. - №9.
Кива А.В. Тернистый путь к самопознанию// Общественные науки и современность. – 2008. - №4.