1. Что из себя представляет «срединный путь» спасения, предложенный Буддой? Почему он обозначен именно как «срединный»?
2. В чем состоит особенность определения Дао, приведенного в данном отрывке?:
«Если Дао могут высказать, Дао не является незыблемым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, неясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за ним, не видят сзади»?
3. Каково место и значение ритуала в социальной жизни человека в трактовке конфуцианства?
4. Существует ли, с вашей точки зрения, сходство между учением о добродетелях Сократа и представлении о добродетелях у Конфуция?
5. Поясните различие между двумя высказываниями, учитывая, что одно из них принадлежит европейцу, а другое представителю восточной культуры (дзен-буддизм): «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и «Лети, мгновенье, ты прекрасно!».
6. Как бы вы объяснили такой феномен, как «молчание Упанишад»? С чем связано данное «молчание»?
7. Что вкладывается в понятие долга в традиции даосизма, конфуцианства и в индийской культуре?
8. В чем, по вашему мнению, состоит отличие восточной медицинской парадигмы в целом от классической европейской парадигмы?
9. Истинное познание (в даосизме и дзен-буддизме) состоит в том, чтобы проницать вещи в их «Таковости». Иначе говоря, истинное познание есть познание того, что «это есть то» (тат твам аси)Что такое «Таковость» вещей? В чем состоит специфика данного познания?
10. Порой нирвану понимают как угасание жизни, отказ от нее. Однако нирвана предполагает более фундаментальный отказ, ведущий к свободе. Поясните, о каком отказе идет речь.
Тест для самопроверки
1. Трактат из пяти тысяч слов, в котором изложены основы учения Лао-Цзы называется___________________________.
2. Укажите качества, являющиеся главными для совершенного человека, по мысли Конфуция
- умение прощать
- чувство долга
- отказ от желания
- человеколюбие
- сострадание другому человеку
3. Проявление Брахмана в человеке
- Дао
- дэ
- Логос
- Атман
- ци
4. Учение о 5 первоэлементах в китайской мысли получило название
- даосизм
- буддизм
- джайнизм
- У-син
- легизм
5. Закон, раскрывающий обусловленность жизни человека телесными и ментальными действиями в предыдущих жизнях, сформулирован в древнеиндийской традиции, как закон_________________________.
6. Сходным по значению и смыслу понятию мокша в буддизме является понятие
- нирвана
- у-вей
- ахинса
- майя
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 8-47.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 13-48.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С.43-97; 110-118; 123-130.
Дополнительная литература
История философии. Запад – Россия – Восток/ под. ред Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429.
Ясперс К. Лаоцзы// Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М.: Республика,2000. С. 362-400.
Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока/ Т.В. Панфилосва. - М.: Знание, 1991. 38с.
Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности// Вопросы философии. – 2002. - №3.
Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. Любое издание.
Григорьева Т.П. Философия красоты// Вопросы философии. – 2007. - №1.
Григорьева Т.П. Логика Срединного пути// Вопросы философии. – 2004. - №12.
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания// Вопросы философии. – 2008. - №8.
Бурмистров С.Л. Человек в Веданте и неоведантизме// Человек. – 2009. - №1.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Аюрведа. Любое издание.
Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994.С.61-78.
Ко 2 реферату
Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994. С. 25-53.
Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток – Запад/пер. с английского Н.Г. Шпет. – К.: София, 1998.С.21-104.
Тема 12. Онтология: бытие как центральная проблема философского знания (4 часа)
План семинарского занятия №1
1. Природа онтологического знания. Философский и научный подходы в понимании проблемы бытия.
2. Базовые категории онтологии: «бытие», «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя», «дух». Основные варианты субстанциального понимания бытия.
План семинарского занятия №2
1. Материя и ее основные свойства. Формы движения, основные виды и организация материи.
2. Пространство и время как формы существования материи: субстанциальная и реляционная концепции. Философское осмысление феномена времени: проблема соотношения времени и вечности.
3. Проблема самоорганизации материи. Основные идеи синергетики.
Темы рефератов
1. Бытие и небытие: проблема соотношения.
2. Бытие как «Объемлющее».
3. М. Хайдеггер: критика метафизики и возвращение к истокам онтологического мышления.
4. Хрономедицина: основные идеи и принципы.
Ключевые понятия
Онтология, бытие, субстанция, субстрат, сущее, материя, атрибут, структура, система, часть, целое.
Цели изучения темы
- знать основные понятия философской онтологии
- составить представление об основных характеристиках и соотношении пространства и времени
- составить представление о проблеме самоорганизации материальных систем
- уметь различать философский и научный подход к проблемам онтологии
Методические рекомендации