Лекция. Государственное регулирование кризисных ситуаций

Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

- совершенствование нормативно-законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- финансовое регулирование – управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении у государства. бюджетная политика.

- регулирование производства – внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, изменение направленности экспорта.

- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
- принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

- создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Хронология развития института банкротства в нормативных документах Правительства РФ

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и нормативных актов. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в настоящее время переживает процесс своего воссоздания.

Первые упоминания о несостоятельности встречались уже в памятниках русского права 13-15 веков. А первый полноценный законодательный акт о банкротстве был принят в России в 1740 году. До революции законодательство неоднократно подвергалось реформированию, постоянно совершенствовалась и практика судов, рассматривавших дела о банкротстве. Результаты исследований правового регулирования несостоятельности (банкротстве) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности как одного из основных институтов рыночной экономики.

После долгих лет забвения начался процесс возрождения в России правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника. Гражданское право в советский период своего развития утратило практически все дореволюционные традиции правового регулирования банкротства. Экономических реформ, проводимых в нашей стране с конца 80-х годов, привела к необходимости восстановления института банкротства, который является обязательным атрибутом рыночных отношений.

Первый после длительной паузы законодательный акт о банкротстве был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 г. Однако, уже первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании, ориентацию, в основном, на западные аналоги, не учитывая российскую специфику. Как следствие, механизм банкротства, при проведении экономических реформ, был неэффективен.

Одной из основных причин неэффективного действия механизма банкротства можно считать отсутствие четкой законодательной базы применения процедур банкротства.

В этих условиях на предприятиях началась «самоликвидация», когда снижение объемов производства, в связи с сокращением посевных площадей и поголовья скота, сопровождалось потерей численности работающих, параллельной организацией внутри предприятия частных мелких фирм. Кризисные ситуации на российских предприятиях в первые годы реформ, со стороны государства, были нерегулируемы и, соответственно, неуправляемы.

В этот период российское законодательство сделало значительный шаг в сторону «прокредиторской» юрисдикции. Гражданским кодексом Российской Федерации была предусмотрена субсидиарная ответственность за доведение должника до банкротства, между учредителями (участниками), собственниками имущества юридического лица или других лиц, которые имели право давать обязательства для этого юридического лица или имели возможность определить его действия.

Отмеченные обстоятельства послужили основанием для принятия нового закона. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ в целом вступил в законную силу с 1 марта 1998 года и имел более широкое предназначение. Он распространился не только на должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе, но и ввел принципиально новый для России институт арбитражных управляющих, что положило начало новому виду предпринимательской деятельности. Особое место в процессе банкротства уделено независимой экспертизе, кроме этого введена совершенно новая процедура банкротства – наблюдение.

Данный закон нельзя отнести в полном смысле ни к «прокредиторским», ни к «продолжниковским». Он был «золотой» серединой. Данное обстоятельство делало российскую систему несостоятельности (банкротства) гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника.

Законодательные подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Ранее действовавший закон от 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, а главное – лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности.

Согласно Закона о банкротстве 1998 г. должник мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, свидетельствовало о реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, служило основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., в отличие от предыдущего законодательства о несостоятельности, были заложены особенности банкротства отдельных категорий должников, в т.ч. банкротство сельскохозяйственных организаций.

Тем не менее, в ходе практического применения Закона о банкротстве 1998 года выявился ряд упущений, которые привели к возможности использования процедур банкротства в целях передела собственности, устранению должника от участия в процедурах банкротства и защиты своих интересов и другим негативным последствиям.

В связи с этим началась работа по разработке нового варианта основного закона о банкротстве.

В результате 26 октября 2002 года принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Новый закон в целом вступил в законную силу с 3 декабря 2002 года.

Общая логика основного законодательного акта, регулирующего вопросы несостоятельности, установленная законом 1998 года, сохранена и в новом законе. Действующий закон содержит общие положения, особенности рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде, положения по применению каждой процедуры банкротства, а также особенности банкротства отдельных категорий должников. Однако закон ввел множество новшеств, а в некоторых случаях принципиально изменил подходы к реализации процедур банкротства.

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил возможности антикризисного управления. Неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности. В то же время, значительной детализации подвергнуты процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Концептуальные изменения правового регулирования института банкротства коснулись следующих положений законодательства: расширение круга юридических лиц, в отношении которых могут быть применены процедуры банкротства; об основаниях возбуждения дел о банкротстве; новый поход к определению признаков банкротства путем установления твердой суммы размера задолженности должника; наделение государства правом участия в голосовании при принятии решений на собраниях кредиторов; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; появление нового участника процесса банкротства – регулирующего органа, на который возложены функции подготовки арбитражных управляющих, а также контроля деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих; о новой, реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве и внешнем управлении; об особенностях продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций; наделение должника, участников (учредителей), собственников имущества должника правами по участию в процессе по делу о банкротстве должника; изменение порядка очередности удовлетворения требований кредиторов; введение особенностей банкротства стратегических организаций; об изменении статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего, и другие.

Кроме Закона о банкротстве принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность института банкротства.

Помимо нормативных актов существуют нормы иных кодифицированных законодательных актов, применяемых при реализации процедур банкротства. Например, согласно Трудовому кодексу РФ, введение процедур банкротства само по себе не является основанием для прекращения трудовых отношений. В этот период внешний или конкурсный управляющий, выполняя функции руководителя должника, решают все вопросы, касающиеся регулирования трудовых отношений, начиная с режима работы, выплаты заработной платы, обеспечения охраны труда работников, заканчивая увольнением работников, выплатой выходных пособий. В связи с этим при реализации процедур банкротства должны использоваться нормы ТК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что при решении вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями приоритет имеют нормы Трудового кодекса РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает следующее: так как ни Закон о банкротстве, ни Налоговый кодекс РФ не предусматривают изменения порядка начисления и уплаты налогов и взносов в период проведения процедур банкротства, то начисление, уплата налогов, предоставление отчетности, изменение сроков уплаты налогов (отсрочка, рассрочка) и другие действия осуществляются в период процедур банкротства по общим правилам. Исключение составляет порядок взыскания не уплаченных налоговых платежей и взносов, на который распространяются последствия введения процедур банкротства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: