В соответствии с БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств.
Одной из сложнейших проблем современной бюджетной системы России является неэффективное использование государственных и муниципальных финансов. Суть ее не в том, что средства тратятся нецелевым образом, а в том, что зачастую отсутствует социально значимый измеримый результат осуществления бюджетных расходов. Поэтому одним из приоритетных направлений бюджетной реформы в России стало повышение результативности бюджетных расходов на основе метода бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) и эффективного управления государственными ресурсами. Правовой основой внедрения системы БОР, является Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и «Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» (Распоряжение от 30.06.2010 г. №1101-р)
Для внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты, необходимо:
1) установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики;
2) обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений;
3) использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований;
4) наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном периоде (аудита эффективности бюджетных расходов).
5) организация эффективного финансового контроля и мониторинга бюджетных расходов
Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и органов МСУ;
- формирование 3-летнего бюджета;
- переход к утверждению "программного" бюджета;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
- реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов МСУ («электронный бюджет»).