I. Напомним, что вторая часть исследовательской программы состоит из:
1) обоснования типа выборки и ее репрезентативности;
2) обозначения методов сбора информации;
3) разработки инструментария получения информации;
4) указаний на методы обработки и анализа полученной информации;
5) разработки рабочего плана исследования.
Часто при проведении исследования бывает невозможно опросить всех респондентов, поэтому исследователь по определенным строгим правилам отбирает небольшое число людей, которые по своим характеристикам полностью соответствуют генеральной совокупности.
Выборка — это отобранное по определенному правилу число элементов генеральной совокупности. Выборка по своим характеристикам и признакам должна максимально повторять генеральной совокупности.
Основное требование, предъявляемое к выборке – это репрезентативность. В репрезентативной выборке есть все элементы генеральной совокупности, а объекты, часто проявляющиеся в генеральной совокупности, чаще проявляются и в ней. Полную репрезентативность выборки обеспечить практически невозможно, поэтому в социальных исследованиях необходимо, чтобы выборка соответствовала генеральной совокупности по основным параметрам, таким как пол, возраст, пространственное размещение и т. п.
Объем выборки зависит от генеральной совокупности и целей исследования.
Выборка бывает случайной и неслучайной. В свою очередь, выделяют три типа случайных выборок: простая случайная выборка, систематическая случайная выборка, гнездовая выборка, многоступенчатая выборка.
Простая случайная выборка — используется таблица случайных чисел. Существуют разные последовательности случайных чисел объемом от нескольких десятков до миллиона цифр. Либо единицы наблюдения нумеруют, переносят на карточки номера, тщательно перемешивают или складывают в барабан, затем вытаскивают необходимое количество карточек.
Систематическая случайная выборка — в этом случае отбор производится через какой-то определенный интервал из исходного списка. Им могут быть домовые книги, алфавитные списки, финансовые ведомости и т. д. Первый элемент отбора определяется случайным способом (по таблице случайных чисел), также им может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Потом выбор единиц отбора будет производиться через один и тот же интервал.
Серийная (гнездовая) выборка — единицей отбора будет служить статистическая серия, т. е. совокупность статистически различных единиц. Эта выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (семьи, бригады, территориальные общности и т. д.).
Многоступенчатая выборка — случайный отбор будет проводиться в несколько ступеней, при этом в каждой следующей ступени единица отбора будет меняться. Например, на первой ступени отбирают учебные заведения, на второй — академические группы. На третьей ступени отбирают студентов. При этом на первой ступени используется случайный отбор, а со второй ступени случайно отбирается количество единиц, которое должно быть пропорционально размеру отобранной единицы на предыдущей ступени.
Рассмотрим основные виды неслучайной выборки: стихийную, целенаправленную, квотную.
Стихийная — часто называется выборкой «первого встречного». Критерии выбора не задаются. Исследуя какую-то проблему через газету, заранее трудно предопределить структуру массы читателей, которые заполнят и вышлют обратно анкеты. Поэтому выводы такого исследования будут распространяться только на определенных читателей.
Целенаправленная — выбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям.
Квотная — представляет собой модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов. Этим методом пользуются, когда имеются предварительные данные о важных элементах генеральной совокупности. При этом берется какая-то часть (в процентном отношении) генеральной совокупности, непосредственно исследуется, а затем сопоставляется с целым по каким-то показателям. Это может быть возраст, образование, профессиональная подготовка и т. д. Показатели генеральной совокупности в этом случае берутся из официальной статистики.
II. Следующим этапом процедурно-методического раздела программы является характеристика используемых в ходе осуществления социологического исследования методов сбора информации: анкетный опрос, интервью, наблюдение и т. д. Это должно быть не простое перечисление приемов исследования, необходимо указать: почему выбраны именно эти методы, а не другие, и продемонстрировать связь методов сбора с целями, задачами и гипотезами исследования.
Благодаря этому четко видны блоки вопросов инструментария и какие характеристики предмета они выявляют. Инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование. Вид инструментов задается избранными методами сбора информации. Но их конкретное содержание определяется исследователем.
Каждый метод реализуется серией инструментов. Инструментами, например, анкетного опроса являются:
— текст анкеты и его тираж;
— кодировочный лист;
— инструкция анкетерам;
— другие приложения.
Исследование — это не только сбор данных, но и интерпретация изученных фактов. Для этого в программе исследования разрабатывается схема обработки и анализа собранных данных. Собранный первичный материал не пригоден для теоретического анализа, его необходимо обработать (упорядочить, классифицировать).
Чтобы обработать первичную информацию, заранее надо выбрать соответствующие математические методы, технические средства и место проведения.
В методическом разделе программы должны быть еще два вида плановых документов, которые определяют стратегию и тактику научного поиска, — это общий план и рабочий план. Общий план отражает схему исследования и определяет последовательность действий исследователя.
Различают три варианта общего плана: разведывательный, описательный и аналитико-экспериментальный. Разведывательный план применяется, когда нет ясного представления об объекте или проблеме, его цель — уточнение проблемы, формулировка гипотез. Описательный план возможен, когда имеющиеся знания об объекте достаточны, чтобы сформулировать описательную гипотезу. Его цель — проверка выдвинутой гипотезы и получение точных качественно-количественных характеристик объекта исследования. Аналитико-экспериментальный план применяется, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Его цель — установить причинно-следственные связи в объекте, при этом раскрывается не только его структура, но и причины, которые влияют на функционирование и развитие изучаемого объекта.
На этапе сбора первичной информации общий план преобразовывают в рабочий. В нем намечается этапы реализации исследовательской программы, определяются основные виды работы, указываются их календарные сроки, а также затраты (людские и финансовые), необходимые для их выполнения. Например, если методом исследования является анкетирование, то рабочий план может включать следующие виды работ: разработка макета анкеты; формирование выборки, составление списков опрашиваемых; пилотаж анкеты; обработка данных пилотажа; доработка анкеты с учетом данных пилотажа; тиражирование анкеты и проведение опроса; выбраковка и кодировка анкет; обработка и анализ полученных данных, подготовка отчета по итогам исследования и др.
Таким образом, разработке программы исследования, также как и проведению исследования необходимо уделять значительное внимание и время.