Системный подход
Процессный подход в менеджменте
Современное управление опирается на три методологических подхода – процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход к управлению – подход, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанный действий или функций, которые сами по себе тоже являются процессами: планирование, организация, мотивация, контроль.
Этапы процесса управления:
1. целеполагание.
2. определение ситуации (т.е. состояния управляемой системы относительно цели).
3. распознавание проблемы. Проблема – это главное несоответствие между целью и ситуацией.
4. принятие решения, т.е. выбор варианта действия.
5. осуществление решения
6. контроль.
Цель →ситуация→проблема→решение.
Людвиг фон Берталанфи
Недостаток всех изученных теорий – они уделяют внимание только одному аспекту управления.
Системный подход исходит из того, что любая организация – система, т.е. взаимосвязанная совокупность элементов, каждый из которых вносит свой вклад в состояние и развитие целого.
|
|
Элементы системы:
- вход;
- выход;
- процессор (элемент преобразования входа в выход);
- функция преобразования;
- катализатор системы (ускорение преобразования).
Это системный подход, приложенный к конкретной ситуации.
Центральным моментом является определение ситуации. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационное мышление – определение того, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Методика ситуационного подхода включает четыре шага:
1. руководитель должен быть знаком со всеми средствами профессионального управления;
2. необходимо знать сильные и слабые стороны, возможные последствия, недостатки применения управленческих методик, уметь проводить их сравнительную характеристику;
3. необходимо уметь диагностировать ситуацию;
4. руководитель должен уметь увязывать конкретную управленческую методику, рекомендацию с конкретной ситуацией.
Вопрос 2. Организация как объект управления, ее внешняя и внутренняя среда, способы их анализа.
Главная единица в управлении – это организация. Организация – это основа мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.
Чтобы считаться организацией, некая группа людей должна соответствовать следующим требованиям:
1. наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2. наличие одной цели – т.е. желаемого конечного состояния или результата, которую признают все члены данной группы;
|
|
3. совместная деятельность по достижению значимой для всех цели.
Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Это определение формальной организации, существует еще и неформальная организация в рамках формальной.
Существуют общие для всех организаций характеристики (или черты), которые помогут понять, почему организацией необходимо управлять:
1. Ресурсы – они на входе организации, и для получения «выхода» - то есть конечного результата, необходимо их преобразовать;
2. зависимость от внешней среды, которая быстро изменяется и переменные которой менеджер не в состоянии изменять, он может только к ним приспособиться, адаптировать переменные своей внутренней среды;
3. разделение труда, в том числе и труда управляющих. Оно предполагает специализацию управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, функций, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Деятельность по координированию действий других людей составляет сущность управления.
Внешняя среда – это составляющие социально-экономической и политической системы государства, НТП и международное окружение, релевантные по отношению к деятельности организации.