Учет расчетов по налогам

Сущность и классификация налогов

И управленческом учете

Тема № 22. Учет налоговых и приравненных к ним издержек. Модели формирования издержек в финансовом

Налоги - это обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муни­ципальных образований.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования государст­венного и местного бюджетов. Основная функция налогов - регулировать экономи­ку. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост.

Налоговая система выполняет следующие функции: фискальную, распредели­тельную, регулирующую, стимулирующую, контрольную.

С помощью фискальной политики формируются доходы государства, необхо­димые для реализации политических, социально-экономических задач. Государство осуществляет распределительные функции, формируя доходы и расходы (федераль­ного, регионального, местного бюджетов, внебюджетных фондов), обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения. Сущность регулирующей функции проявляется в дифференцированном подходе к различным отраслям, видам деятельности, регионам. Регулирующая функция проявляется в форме льгот и санк­ций. Налоговые льготы стимулируют развитие перспективных отраслей, обеспечи­вают вложения инвестиций в основной капитал, налоговые санкции выступают про­явлением контрольной функции. Количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах проявляется в контрольной функции. Благодаря контрольной функции оценивается эффектив­ность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и финансовую политику.

Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено мно­жество разнообразных видов и типов налогов. Классификационные признаки явля­ются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога. Налоги классифицируются по уровням взимания, по методу установления, источникам выплат, по субъекту уплаты, по методу исчис­ления и т. д. (схема 16.1).

В части первой Налогового кодекса РФ определено 10 федеральных, 3 регио­нальных и 2 местных налога (схема 16.2).

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (схе­ма 16.3).

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов призна­ются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодек­сом возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период време­ни применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется нало­говая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Для некоторых налогов налоговым периодом признается месяц или квартал (НДС, акцизы, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых, вод­ный налог). Налоговый период, установленный по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на доходы физиче­ских лиц, — календарный год. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, для плательщиков налога на прибыль, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периода­ми являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять в налоговые ор­ганы по месту своего учета налоговые декларации, представляющие собой письмен­ное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленных суммах налогов или других сведениях, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Основное место в российской налоговой системе с момента ее образования в 1992 г. занимают косвенные налоги. Конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, кото­рая превышает цену производства на величину налога. Традиция косвенного налого­обложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых является стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регу­лирующая функция налога, особенно в ее стимулирующем аспекте, отходит на вто­рой план. Являясь регулятором спроса, косвенные налоги влияют в первую очередь на решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие опосредованно, через колебания спроса. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, им­портно-экспортные пошлины и сборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: