Сущность и классификация налогов
И управленческом учете
Тема № 22. Учет налоговых и приравненных к ним издержек. Модели формирования издержек в финансовом
Налоги - это обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования государственного и местного бюджетов. Основная функция налогов - регулировать экономику. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост.
Налоговая система выполняет следующие функции: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, контрольную.
С помощью фискальной политики формируются доходы государства, необходимые для реализации политических, социально-экономических задач. Государство осуществляет распределительные функции, формируя доходы и расходы (федерального, регионального, местного бюджетов, внебюджетных фондов), обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения. Сущность регулирующей функции проявляется в дифференцированном подходе к различным отраслям, видам деятельности, регионам. Регулирующая функция проявляется в форме льгот и санкций. Налоговые льготы стимулируют развитие перспективных отраслей, обеспечивают вложения инвестиций в основной капитал, налоговые санкции выступают проявлением контрольной функции. Количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах проявляется в контрольной функции. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и финансовую политику.
|
|
Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога. Налоги классифицируются по уровням взимания, по методу установления, источникам выплат, по субъекту уплаты, по методу исчисления и т. д. (схема 16.1).
В части первой Налогового кодекса РФ определено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога (схема 16.2).
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (схема 16.3).
|
|
Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Для некоторых налогов налоговым периодом признается месяц или квартал (НДС, акцизы, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог). Налоговый период, установленный по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц, — календарный год. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, для плательщиков налога на прибыль, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации, представляющие собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленных суммах налогов или других сведениях, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Основное место в российской налоговой системе с момента ее образования в 1992 г. занимают косвенные налоги. Конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель, который покупает товар или оплачивает услугу по цене, которая превышает цену производства на величину налога. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых является стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция налога, особенно в ее стимулирующем аспекте, отходит на второй план. Являясь регулятором спроса, косвенные налоги влияют в первую очередь на решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие опосредованно, через колебания спроса. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы.