Осевое время в истории

Иренология и полемология

Анализом моральных основ международ­ной политики, способствующих миру, занимается научное направ­ление иренология (от греч. eirnene — мир). Ведущим иренологическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. И. Галтунгом. Влиятельным междуна­родным институтом является также Стокгольмский институт иссле­дований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологических центров видное место принад­лежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем.

Тесно связано с исследованиями мира (т.е. иренологией) проти­воположное по названию научное течение — полемология (от греч. polemos— война), в рамках которого исследуются войны и воору­женные конфликты. Задача этой научной междисциплинарной дис­циплины состоит в исследование войн, конфликтов и других форм коллективной агрессивности в целях их предотвращения. Полемология получила развитие после Второй мировой войны в работах француз­ского социолога Г. Бутуля, нидерландского политолога Б. Реллинга, итальянского политолога Ф. Форнари. Полемологи руководствуются принципом: «Хочешь мира — осмысли войну».

«Геополитические идеи Древнего мира»

Причины внимания к геополитике в древнем обществе

Интерес к проблемам геополитики в обществах Древнего Востока и Античности возник объективно по ряду причин.

1) Любая цивилизация, ставшая мировой державой, возникала первоначально в определенном центре, для которого вся остальная территория, населенная «варварами», служила в качестве объекта экс­пансии и арены расширения жизненного пространства. Право­мерность подобного утверждения показывает опыт китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, создавших великие им­перии путем территориальной экспансии.

2) В условиях экстенсивного роста экономики пространственная экспансия представляла собой одну из главных форм самовос­производства, продления существования любой цивилизации, доказательства ее пригодности к истории. Поэтому естественно, что любая цивилизация или мировая держава неизбежно приоб­ретала имперский характер.

3) Все ранние цивилизации возникали на реках, которые часто жестко задавали формы жизнедеятельности примитивного об­щества. Существовали и иные факторы, которые обусловили осмыслить роль природных условий в эволюции общества.

В I тыс. до н. э. на нашей планете произошли два важных собы­тия. Во-первых, небольшое похолодание, не сравнимое с предшест­вующим Великим оледенением и получившее название похолодания железного века. Во-вторых, революционный переворот в сознании людей. К тому времени утратили былой блеск Крито-Микенская цивилизация, Древний Египет, царства Двуречья. Угасли цивилиза­ции, но не люди, просто они стали другими. В древнейших цивили­зациях люди жили не одно тысячелетие, не осознавая своего отличия от природы, преобразованной их усилиями.

Осевое время Ясперса

Немецкий философ, историк и психолог Карл Ясперс (1883—1969) первым выска­зал предположение о реальных измене­ниях повсюду — в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае — человек стал осознавать бытие в целом, самого себя в границах своих возможностей и назвал это время осевым. Прежние мифо­логические (сверхъестественные) пред­ставления о мире постепенно заменялись рациональными (с помощью объектив­ной логики) и моральными. Произошло открытие того, что позже стали назы­вать Разумом и Личностью, появилось ощущение Времени и Пространства: «Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным».

Согласно Ясперсу, все народы, жившие на просторах Евразии в I тыс. до н.э., можно условно разделить на исторические и неисто­рические. К осевым, или историческим, народам ученый отнес ки­тайцев, индийцев, иудеев и греков, все остальные — неисториче­ские, по словам ученого, «народы, не знавшие прорыва». В осевое время исторические народы разделились на западные и восточные. В результате появились два полюса мировоззрения, созданные не просто географически разделенными этносами (греки — на западе, китайцы — на крайнем востоке Евразийского континента), но даже и не подозревавшими о существовании друг друга.

Интеллектуальная революция должна была свершиться во мно­гих древнейших мировых цивилизациях. Например, в Древнем Египте общество достигло высокого уровня самоорганизации и культуры. Благодаря развитой письменности там широко распро­странилась грамотность, и на этой основе мог произойти подлин­ный прорыв в общественном сознании. Однако этого не случилось. В интеллектуальной жизни Египта были покой и застой. Почему? В осевое время исторические народы — прежде всего греки и китай­цы — испытали потрясение, потребовавшее изменений во всех сфе­рах жизни. Таким поворотным событием стало похолодание желез­ного века, сделавшее климат прохладнее и суше. Подобного стресса в жизни египтян не было. Поэтому не было и последствий его преодо­ления: бурного роста новых городов, отделения города от деревни, значительного имущественного расслоения общества. Не потребова­лось резко усложнять хозяйственную и политическую организацию общества, развивать транспорт, связь, торговлю. Напротив, в Древ­ней Греции и Древнем Китае возникли разнообразные фи­лософские течения, шли дискуссии о сущности бытия, представле­ниях о мире и о себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: