ПРИМЕР 2
Владелец мастерской по ремонту глушителей установил, что затраты в терминах неудовлетворенности клиента и потери хорошего настроения составляют $10 за час времени, проведенного в ожидании в очереди. С поступающего автомобиля имеем 2/3 часа ожидания (Wq) и, аппроксимируя это на 16 автомобилей, обслуживаемых в день (два автомобиля в час на восемь часов работы в день), получаем общее число часов, которое клиенты ожидают в очереди на ремонт глушителей каждый день:
2 / 3 (16) = 32 / 3 = 102 / 34.
Следовательно, в этом случае:
Затраты клиентов на ожидание в очереди = $10 (10 2/3) = $107 / день.
Другие основные затраты владельца мастерской могут определяться заработком механика, который получает $ 7 / ч, или $ 56 / день. Тогда:
Общие рассчитанные затраты = $ 107 + $ 56 = $ 163 / день.
М – число открытых каналов;
l – средняя скорость прибытий;
т – средняя скорость обслуживания для каждого канала.
Вероятность, что ноль клиентов, или единиц, в системе:
Среднеечисло клиентов, или единиц, в системе:
Среднее время единицы, проводимое в ожидании или обслуживании (а именно в системе):
|
|
Среднее число клиентов, или единиц, в очереди на обслуживание:
Lq = Ls – l / m.
Среднее время единицы, проводимое в ожидании в очереди наобслуживание:
Wq= Ws – 1 / m = Lq / l.
Модель В. Многоканальная модель очередей. Следующий логический шаг – это рассмотрение многоканальной системы очередей, в которой два или более сервера, или канала, способны обслуживать клиентов. Предположим, что клиенты, ожидающие сервиса, из очереди обслуживаются первым освободившимся сервером. Пример такой многоканальной однофазной очереди мы находим сегодня во многих банках. Общая очередь формируется, и клиент из начала очереди обслуживается первым свободным оператором (рис. 5.3 – для типичной многоканальной конфигурации).
Многоканальная система представляется здесь снова в предположении, что заявки следуют пуассонову распределению вероятности и что время обслуживания имеет экспоненциальное распределение. Обслуживание ведется по правилу «первый пришел – первый ушел», и все серверы работают по этому правилу. Другие предположения, описанные ранее для одноканальной модели, применимы и здесь.
Уравнения очередей для модели В (которая также именуется в технике M/M/S) являются, очевидно, более общими, чем те, которые используются в одноканальной модели. Они применяются точно так же и требуют такого же типа данных, как и простые модели.