Лекция № 2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЦЕН И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
Рассмотрим общие вопросы взаимодействия категорий финансов и цен, а также проблем взаимодействия цен и налогов, денежного обращения и цен, кредита и цен. Сумма реализованных цен служит источником финансовых ресурсов, а цены возникают как результат производства и обмена, организуемых путем использования основных и оборотных средств.
Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формирования и влияния на них рыночных факторов, в значительной мере определяются финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках как для общества в целом, так и для каждого предприятия или фирмы. Например, налоги и другие обязательные платежи, образующие доход государства в целом и отдельных государственно-территориальных образований, частично возмещаются из себестоимости, частично — из прибыли или являются прямой надбавкой к цене (НДС, акцизы). В свою очередь, реализованная сумма цен образует выручку и денежные накопления предприятия (фирмы), которые выступают источником его обязательных платежей и финансовых ресурсов.
|
|
Взаимосвязь цен и финансов отчетливо проявляется в их распределительной функции. Уровень и структура цен реализации предопределяют первичные доходы предприятия и его работников, на которые распределяется выручка, зачисленная на расчетный счет предприятия. На стадии обмена через цены осуществляется процесс перераспределения доходов. В процессе формирования различных денежных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников, самого предприятия и государства. Дальнейшее многократное перераспределение осуществляется в процессе использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, финансов предприятий и организаций непроизводственной сферы. Процесс перераспределения заканчивается формированием конечных доходов через цены на потребляемые средства производства и предметы потребления.
Ведь уровень цены определяется в конечном счете денежным спросом. Если в плановой экономике в качестве ориентира для определения общественно необходимых затрат выступали некие усредненные затраты с нормативной прибылью, то в рыночной экономике это затраты, которые в денежной форме оплачивает потребитель. В идеале рыночная экономика не содержит каких-либо ограничений цен или субсидий. На практике же и дотации, и ограничения цен по тем или иным товарам и услугам используются во всех странах с развитой рыночной экономикой. Распределительная функция цен обусловлена не только их регулированием. Главным образом она проявляется через налоговую составляющую цен. По отдельным товарам она реализуется вслед за финансовым перераспределением. Например, увеличение средств, выделяемых здравоохранению через бюджет, вызывает повышенный спрос на медицинскую технику, лекарства и т.д., что приводит к росту цен, посредством которых происходит и завершается перераспределение финансовых средств в пользу отраслей, обеспечивающих развитие медицинского обслуживания.
|
|
В плановой экономике такого автоматизма взаимосвязи цен и финансов в процессе перераспределения не достигалось, поскольку цены оставались фиксированными, неизменными на длительный срок, и требовалось принять централизованное решение и по финансовому, и по ценовому перераспределению.
Ценовое распределение в тот период использовалось для решения социальных проблем. Так, дотировались цены на товары детского ассортимента. Семьи, имеющие детей, не могли использовать суммы дотаций на другие цели, что не исключено при прямых выплатах денежных средств этим семьям. Занижение цен на продукцию одних отраслей требовало адекватного их завышения в других отраслях, поскольку нужны были финансовые ресурсы на предоставление дотаций. Таким образом, система цен во многом не выполняла своей главной задачи — учета общественных затрат труда. Это снижало самостоятельную перераспределительную роль финансовой системы, которая вынуждена была компенсировать потерю средств отраслям с заниженными ценами, пополняя ресурсы из отраслей, где они были.»В рыночных условиях финансовая система, оставаясь в значительной мере регулируемой, выполняет ведущую роль в перераспределении общественного продукта и национального дохода. В то же время цены в большей мере реализуют и другие функции — учетную, согласования спроса и предложения.
Финансовая система в наибольшей степени осуществляет распределительную функцию через систему бюджета и внебюджетных фондов, роль которых велика. В рыночной экономике большая роль принадлежит финансам фондового рынка. На фондовых биржах и во внебиржевом обороте ценных бумаг в соответствии со спросом и предложением перераспределяются огромные финансовые ресурсы между субъектами рынка капиталов: государством, компаниями и акционерами.
Взаимосвязь цен и финансов, особенно в переходный период, нередко отражает и негативные процессы в экономике. При высоких темпах инфляции недоучет этой взаимосвязи усложняет выход из инфляционной спирали.
Монополизированный производитель отвечает на недостаток платежных средств взвинчиванием цен, а не увеличением производства и снижением затрат. Возросшие цены конечной продукции повышают расходы населения, бюджета и предприятий-инвесторов. В свою очередь это вызывает необходимость увеличения доходной части бюджета через систему налоговых платежей. При спаде производства это возможно лишь через повышение налогов, что, в свою очередь, повышает налоговую составляющую в структуре цен, усиливает их инфляционный рост и ведет к дальнейшему снижению производства.