Взаимосвязь цен и финансов

Лекция № 2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЦЕН И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

Рассмотрим общие вопросы взаимодействия категорий финансов и цен, а также проблем взаимодействия цен и налогов, денежного обращения и цен, кредита и цен. Сумма реализованных цен служит источником финансовых ресурсов, а цены возникают как результат производства и обмена, организуе­мых путем использования основных и оборотных средств.

Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формирования и влияния на них рыночных факторов, в значительной мере опреде­ляются финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках как для общества в целом, так и для каждого предприя­тия или фирмы. Например, налоги и другие обязательные платежи, образующие доход государства в целом и отдельных государственно-территориальных образований, частично возмещаются из себестои­мости, частично — из прибыли или являются прямой надбавкой к цене (НДС, акцизы). В свою очередь, реализованная сумма цен образует выручку и денежные накопления предприятия (фирмы), которые выступают источником его обязательных платежей и фи­нансовых ресурсов.

Взаимосвязь цен и финансов отчетливо проявляется в их распределительной функции. Уровень и структура цен реализации предоп­ределяют первичные доходы предприятия и его работников, на кото­рые распределяется выручка, зачисленная на расчетный счет предприятия. На стадии обмена через цены осуществляется процесс перераспределения доходов. В процессе формирования различных денежных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников, самого предприятия и государства. Дальнейшее многократное перераспределение осуществ­ляется в процессе использования бюджетных средств и средств вне­бюджетных фондов, финансов предприятий и организаций непроиз­водственной сферы. Процесс перераспределения заканчивается формированием конечных доходов через цены на потребляемые средства производства и предметы потребления.

Ведь уровень цены определяется в конечном счете де­нежным спросом. Если в плановой экономике в качестве ориентира для определения общественно необходимых затрат выступали некие усредненные затраты с нормативной прибылью, то в рыночной экономике это затраты, которые в денежной форме оплачивает потребитель. В идеале рыночная экономика не содержит каких-либо ограничений цен или субсидий. На практи­ке же и дотации, и ограничения цен по тем или иным товарам и ус­лугам используются во всех странах с развитой рыночной экономи­кой. Распределительная функция цен обусловлена не только их регулированием. Главным образом она проявляется через налоговую составляющую цен. По отдельным товарам она реализуется вслед за финансовым перераспределением. Например, увеличение средств, выделяемых здравоохранению через бюджет, вызывает повышенный спрос на медицинскую технику, лекарства и т.д., что приводит к росту цен, посредством которых происходит и завершается перерас­пределение финансовых средств в пользу отраслей, обеспечивающих развитие медицинского обслуживания.

В плановой экономике такого автоматизма взаимосвязи цен и фи­нансов в процессе перераспределения не достигалось, поскольку це­ны оставались фиксированными, неизменными на длительный срок, и требовалось принять централизованное решение и по финансово­му, и по ценовому перераспределению.

Ценовое распределение в тот период использовалось для ре­шения социальных проблем. Так, дотировались цены на товары дет­ского ассортимента. Семьи, имеющие детей, не могли использовать суммы дотаций на другие цели, что не исключено при прямых выплатах денежных средств этим семьям. Занижение цен на продукцию одних отраслей требовало адекват­ного их завышения в других отраслях, поскольку нужны были фи­нансовые ресурсы на предоставление дотаций. Таким образом, система цен во многом не выполняла своей главной задачи — учета общественных затрат труда. Это снижало самостоятельную перерас­пределительную роль финансовой системы, которая вынуждена была компенсировать потерю средств отраслям с заниженными ценами, пополняя ресурсы из отраслей, где они были.»В рыночных условиях финансовая система, оставаясь в значитель­ной мере регулируемой, выполняет ведущую роль в перераспределе­нии общественного продукта и национального дохода. В то же время цены в большей мере реализуют и другие функции — учетную, сог­ласования спроса и предложения.

Финансовая система в наибольшей степени осуществляет рас­пределительную функцию через систему бюджета и внебюджетных фондов, роль которых велика. В рыночной экономике большая роль принадлежит финансам фондово­го рынка. На фондовых биржах и во внебиржевом обороте ценных бумаг в соответствии со спросом и предложением перераспределяют­ся огромные финансовые ресурсы между субъектами рынка капита­лов: государством, компаниями и акционерами.

Взаимосвязь цен и финансов, особенно в переходный период, не­редко отражает и негативные процессы в экономике. При высоких темпах инфляции недоучет этой взаимосвязи усложняет выход из инфляционной спирали.

Монополизированный производитель отвечает на недостаток платеж­ных средств взвинчиванием цен, а не увеличением производства и снижением затрат. Возросшие цены конечной продукции повышают расходы населения, бюджета и предприятий-инвесторов. В свою оче­редь это вызывает необходимость увеличения доходной части бюджета через систему налоговых платежей. При спаде производст­ва это возможно лишь через повышение налогов, что, в свою оче­редь, повышает налоговую составляющую в структуре цен, уси­ливает их инфляционный рост и ведет к дальнейшему снижению производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: