Отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров равны отношениям между их ценами.
При соблюдении этого правила потребитель оказывается в состоянии равновесия. У него отсутствуют стимулы к изменению своего поведения, так как улучшить его невозможно. Поддерживает он это положение, как мы видели, чисто рыночным путем. Безусловно, люди, не изучавшие экономическую теорию, не подозревают о существовании правила максимизации полезности. Тем не менее каждый человек осознает полезность приобретаемого набора благ и поступает в соответствии с собственными представлениями о ней.
До сих пор мы предполагали, что потребитель может соизмерить количественно полезности приобретаемых благ. Но эта предпосылка количественного подхода далека от реальной действительности. Допустим, вы решаете, что вам целесообразнее сейчас купить: джинсы или кроссовки? Вы сделаете свой выбор в пользу того товара, который представляется в данный момент более полезным (например, джинсы). Но вряд ли вы сможете сказать, на сколько процентов или во сколько раз они для вас полезнее, чем кроссовки. Задача окажется гораздо сложнее, если принять во внимание, что обычно соизмеряются не отдельные блага, а наборы благ.
|
|
Более современным и реалистическим является порядковый (ординалистский) подход к изучению полезности, который логически вытекает из предшествовавшего ему количественного подхода.
Порядковый подход построен на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а лишь ранжирует их по принципу: данное благо более полезно, или менее полезно, или равно по полезности другому благу.
Ординалистский подход к теории потребительского поведения был предложен итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923), который выдвинул положение о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров (или наборов) по отношению к другим, выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. Идеи В. Парето были развиты русским экономистом Евгением Слуцким (1880-1948). Основным инструментом анализа в порядковом подходе явились кривые безразличия, предложенные англичанином Фрэнсисом Эджуортом (1845-1926). Широкое распространение на Западе идеи ординализма получили после выхода в свет в 1939 г. книги английского экономиста Джона Хикса (1904-1988) «Стоимость и капитал». Хикс предложил заменить понятие «предельная полезность» другим — «предельная норма замещения». Вместо закона убывающей предельной полезности он выдвинул принцип снижающейся предельной нормы замещения.
|
|
Теория потребительского поведения идеального потребителя основывается на следующих принципах.
1. Множественность вариантов потребления. Каждый потребитель может потреблять любое сочетание благ, любой их набор и сравнивать любые пары наборов.
2. Ненасыщаемость. Из двух наборов, различающихся количеством только одного блага, потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.
3. Транзитивность. Если А, В и С являются наборами благ и потребитель в выборе между А и В предпочитает В, а между В и С - С, то он также предпочтет С в выборе между АН С.
4. Убывающая норма замещения. Выполняется следующее условие: чем больше в наборе одного блага, тем от меньшего количества другого блага потребитель должен отказаться.
В рамках порядкового подхода принимается, что потребитель приобретает различные наборы, состоящие из двух товаров X и У. В этом случае для анализа может быть использовано двухмерное пространство.
Вернемся к нашему примеру с яблоками и апельсинами.
Предположим, что наборы благ состоят из этих двух видов (см. табл.). При этом потребителю безразлично, какой из наборов выбрать. Они обладают для него одинаковой полезностью.
Таблица
Определение предельной нормы замещения
Наборы | Яблоки (X), шт. | Апельсины (У), шт. | Предельная норма замещения |
А | 1,25 | ||
В | 0,83 | ||
С | 0,63 | ||
О | 0,5 | ||
Е |
На основании данных, содержащихся в табл., построим кривую безразличия (рис.), отложив на осях системы координат количества единиц обоих товаров, входящих в наборы.
Рис. 5-3. Кривая безразличия.
Кривая безразличия показывает все комбинации апельсинов и яблок, обладающие одинаковой полезностью. Поэтому потребителю безразлично, какую из комбинаций выбрать. Кривая i имеет отрицательный наклон, так как уменьшение потребления апельсинов сопровождается увеличением потребления яблок. Она является выпуклой, так как ее наклон, выражающий апельсинов яблоками, уменьшается.
КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ — это геометрическое место точек, которое показывает различные комбинации двух благ, обладающих одинаковой полезностью.
Кривыми безразличия можно заполнить все имеющееся пространство благ. В этом случае мы получим карту безразличия.
КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ — множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.
Рис. Карта безразличия.
Чем выше на карте представлена кривая безразличия, тем более высокий уровень полезности она представляет.
На рис. 5-4 изображена карта безразличия содержащая три кривые безразличия. Любая точка, расположенная на более высокой по отношению к началу системы координат кривой, предпочтительнее, чем точка на более низко расположенной кривой. Так, точка Р предпочтительнее, чем точка С, так как представленный ею набор содержит столько же апельсинов, сколько и набор, выраженный точкой С, и больше орехов, чем в наборе С. Между тем все наборы, представленные точками на кривой безразличия имеют ту же полезность, что и набор С.
Легко доказать, что кривые безразличия не пересекаются. Так, если бы кривые i1 и i2 пересеклись в точке, то в этом случае комбинации С, Г и Б были бы одинаково предпочтительными для потребителя, так как имели бы общую точку, лежащую одновременно на обеих этих кривых. Это противоречит бы очевидному положению о предпочтительности точки Р по отношению к точке С.
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон и являются выпуклыми по отношению к началу системы координат. Такая их форма не случайна, она имеет экономическое обоснование. Отрицательный наклон говорит о том, что увеличение количества одного блага сопровождается уменьшением объема другого блага, входящего в набор (меньше яблок — больше апельсинов). Если бы увеличивались количества обоих приобретаемых благ (а только при этом условии кривая безразличия имела бы положительный наклон), то полезность каждого набора благ возрастала бы и о безразличии потребителя говорить бы не пришлось.
|
|
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ (МRS) это соотношение, в соответствии с которым одно благо (Y) может быть замещено другим благом (X) при неизменном уровне полезности набора данных благ для потребителя.
МRS = Y / Х
Предельная норма замещения представляет собой цену единицы товара Y, выраженную в единицах товара X. Но цена не может быть отрицательной величиной, поэтому перед значением МRS принято ставить знак «минус», превращая ее тем самым в положительную величину.
Остается ответить на вопрос: почему потребитель готов жертвовать уменьшающимся количеством одного товара ради приобретения единицы другого товара? Так, в нашем примере он сперва готов отдать 1,25 апельсина за 1 яблоко, а в конечном счете готов пожертвовать только половиной апельсина ради приобретения одного яблока, т. е. апельсины он ценит все дороже, а яблоки, наоборот, дешевле.
Вспомним закон убывающей предельной полезности. Мы всегда ценим дороже то, чего имеем меньше. По мере движения кривой безразличия сверху вниз в распоряжении индивида апельсинов (товар У) остается все меньше, следовательно, их ценность увеличивается, а яблок (товар X) оказывается больше, и их ценность уменьшается.
Понятие «предельная норма замещения» в порядковом варианте теории поведения потребителя имеет тот же смысл, что и «предельная полезность» в количественном варианте. Но, используя его, мы не прибегаем к измерению полезности в ютилях, а оцениваем предельную полезность одного блага в количестве единиц другого блага, которое согласны обменять на него. (По Хиксу)