Олигопольное поведение в условиях открытых и тайных соглашений

Сговор - это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливый сговор основывается на взаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий. В Соединенных Штатах явный сговор почти всегда является противозаконным, тогда как молчаливый сговор, как правило, законом не преследуется.

Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, как мы видели, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если вес фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавца, будет хуже, чем было при сговоре.

Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины при­были в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т. е, не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

Как свидетельствует предшествующее обсуждение, поведение олигополистов на практике отличается многообразием.

Когда фирмы в отрасли идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то говорят, что они образуют картель.

Из современных картелей наиболее известным и преуспевавшим в течение десятилетия был, конечно же, ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. ОПЕК был основан в 1960 г., но начал активно действовать только в 1973 г. С этого времени ОПЕК действовал как картель, включающий 12 стран-членов (в том числе крупные производители стран Ближнего Востока наряду с Индонезией, Нигерией и Венесуэлой), которые регулярно собирались вместе для принятия решений о назначении цен. В течение некоторого времени мировые цены на нефть оставались близкими к принятым внутри ОПЕК ценам.

Правовой статус картелей со временем претерпел изменения и различается по странам. Пример. Великий заговор электрических компаний.

Начиная с 30-х годов руководящие работники «Дженерал электрик», «Вестингауз» и других главных производителей тяжелого энергетического оборудования в США принимали участие в деятельности секретных картелей, целью которых было устранение соперничества в рамках каждого из основных направлений их производственной специализации, включающих производство генераторов, трансформаторов, круговых прерывателей и изоляторов. Это оборудование приобретается предприятиями, которые занимаются производством, передачей и распределением электроэнергии. Некоторые из этих предприятий являются государственными; например, в Лос-Анджелесе электроэнергию проживающим в нем жителям продает муниципалитет. Другие являются частными, но их деятельность регулируется государство. Например, жители Нью-Йорка получают электроэнергию от частной фирмы «Консолидейтед Эдисон».

Государственные предприятия, покупавшие оборудование у членов картеля, потребовали от заинтересованных поставщиков представить им на рассмотрение секретные заявки (содержащие предлагаемые ими цены на оборудование). Выбиралось предложение с самой низкой ценой, и объявлялся победитель, но цены предложения во всех заявках держались в секрете. Картели контролировали этот бизнес, в основе которого лежали закрытые торги (закрытые торги часто используются в практике государственных закупок - прим. пер.), вначале договариваясь о доле каждого члена картеля в этом бизнесе, а затем составляя шифрованные таблицы, в которых указывалось, какая из фирм получала право на предложение низкой цены в течение каждого последующего двухнедельного периода. Шифрованная таблица также уточняла, насколько взвинтят предлагаемые цены остальные участники торгов согласно этой «лунно-фазовой» системе. Таким образом, никогда две фирмы сразу не представляли на рассмотрение одинаковых предложений, которые могли бы вызвать подозрение у потребителей, но обман тем не менее был сразу же заметен для всех членов картеля.

Частные предприятия обычно не проводили закрытых торгов. Имея дело с этими клиентами, участники картеля просто договаривались придерживаться объявленных ими цен. Они не закрепляли клиентов за конкретными фирмами. Это затрудняло раскрытие обмана среди членов картеля. «Дженерал электрик» никак не могла бы сказать, уступила ли она заказ компании «Вестингауз» потому, что покупатель предпочел торгового агента «Вестингауз», или потому, что «Вестингауз» нарушила соглашение и снизила свою цену.

Действительно, в период своей деятельности эти картели много раз прибегали к обману, нарушая соглашения. Время от времени другие фирмы решали наказать обманщиков, и тогда разражались монопольные ценовые войны. (И покупатели, и продавцы называли их «белыми продажами».) В другие времена некоторые фирмы просто отказывались от участия в одном или более картелях, чувствуя, что они могли бы больше выиграть, увеличив свою долю в рынке путем энергичной конкуренции, а не сговора.

Этим незаконным соглашениям был положен конец в I960 г., когда замешанным в этом деле фирмам и их руководителям было предъявлено обвинение со стороны федеральных присяжных в установлении фиксированных цен. Было оштрафовано 29 компаний почти на 2 млн. долл., и всем им было предъявлено требование заплатить во много раз больше этой суммы в возмещение ущерба клиентам. переплачивавшим за оборудование. Семеро руководителей были отправлены в тюрьму, а остальные 23 получили условные приговоры с испытательным сроком на 5 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: