Проблема соглашения по цене

Рассмотрим проблему соглашения по обшей цене для фирм, продающих одинако­вый продукт. При установлении цены каждая фирма будет, как правило, рассчитывать на определенную долю рынка, равную доле своего конкурента, или как минимум на постоянную рыночную долю на основе исторически сложившихся отношений прода­вец-покупатель, эффективности продаж или преимущества в качестве предельного продукта. Каждый производитель может оценить собственные кривые спроса, зная отраслевой спрос. Для простоты предположим, что отрасль состоит из двух фирм, имеющих одинаковую долю рынка и одинаковые цены. Если спрос в отрасли равен

Р = 200 - 0,02(q1 + q2),

тогда спрос любой фирмы, изображенный D1 на рис. 5.4, равен:

Р = 200 - 0,04qi, i = 1, 2,

при предельном доходе MR. Предположим сначала, что каждая фирма имеет одина­ковую функцию совокупных издержек. Совокупные издержки фирмы 1 (следователь­но, и фирмы 2):

ТС1 = 50 000 + 20q1+ 0,01q12.

Предельные издержки МС, равны 20 + 0,02q1. Если фирма 1 независимо устанав­ливает предельные издержки равными предельному доходу, то она назначит цену в 128 долл. за единицу и произведет 1800 единиц (соответственно ОР1 и Oq1 на рис. 5.4). Фирма 2 сделает то же самое. Таким образом, следуя логике макси­мизации прибыли, каждая фирма будет независимо приближаться к цене, которая мак­симизирует общие прибыли. Требование заключается в том, чтобы ни одна из фирм не пыталась изменить свою долю рынка.

Рис. 5.4 Постоянные доли

Предположим, однако, что фирма 2 имеет более высокую функцию предельных издержек МС2, выведенную из ТС2 = 20 000 + 40q2 + (- 0,02q22). Это может произойти потому, что фирма 2 обладает природными ресурсами невысокого качества, или пото­му, что она решила построить предприятие с низкими первоначальными постоянными издержками, но с высокими и растущими предельными издержками. Фирма 2 с высо­кими издержками сочтет цену в 147 долл. за единицу при выпуске 1333 единиц опти­мальной, в то время как фирма 1 с низкими издержками (функция предельных издер­жек MC1) по-прежнему предпочитает цену 128 долл. за единицу. Возникает конфликт между ценовыми и производственными предпочтениями разных компаний.

Если у производителей, имеющих равные доли на рынке при одинаковых ценах, различаются функции предельных издержек, их индивидуальные ценовые предпочтения также будут различаться. Когда однородность продуктов устраняет какие-либо длительные различия в ценах или когда различия, требующиеся производителям разных продуктов для поддержания их доли рынка, не соответствуют разнице в благоприятных ценах, - все же можно найти некоторые спо­собы разрешения конфликта. Один подход характерен для фирмы, предпочитающей низкую цену, - она может навязывать свою волю другим производителям. Поскольку потребители перейдут к продавцу, у которого более низкие цены, фирма с низкими ценами получит ощутимое преимущество перед конкурентами. Если другие пытаются держать цены на более высоком и благоприятном для них уровне, они начнут в этих условиях страдать от существенного сокращения продаж и, соответственно, доли рын­ка. Однако такой способ ценового лидерства не так уж прост. Если фирмы с высокими издержками пытаются поддерживать цены, несмотря на сокращение доли рынка, то производителям, которые предлагают низкую цену, придется удовлетворять большее число потребителей и, следовательно, выносить на рынок больше продукции, чем то, при котором максимизируется их прибыль. Если же фирма с высокими издержками не удовлетворена своими прибылями при цене, благоприятной для фирм с низкими из­держками, то она может установить цены даже еще ниже — или от отчаяния, или в надежде пригрозить фирме с низкими издержками и призвать ее к проведению корпо­ративной политики. В результате возникает война, при которой цена снижается ниже уровня, приемлемого для фирм с низкими издержками.

Аналогичные проблемы возникают и тогда, когда благодаря небольшим различиям в продукции или уровне производственной мощности различные участники отрасли по­лучают разные доли рынка по неодинаковым ценам. На рис. 5.5 схематично изображена ситуация двух фирм, у каждой из которых (для удобства анализа) одинаковая функция предельных издержек MC1,2,. Фирма 1, имеющая кривую спроса D1 и функцию предель­ного дохода MR1, обычно продает 60% общего объема производства дуополии. Фирма 2 продает оставшиеся 40% производства, так что ее кривая спроса D2, и кривая предельного дохода MR2, расположены левее соответствующих кривых фирмы 1. Соотнося предельные издержки со своим собственным предельным доходом, фирма 1 получает максимальную прибыль при производстве Oq1. Рассматривая кривую спроса D1, обнаруживается, что предпочтительная для фирмы 1 цена будет ОР1. Фирма 2 максимизирует свою прибыль при объеме производства Oq2, который требует установления цены на уровне ОР2. Вновь возникает противоречие в предпочтениях сторон. Фирма с меньшей долей рынка пред­почитает более низкую цену, чем ее конкурент, обладающий большей долей рынка.

Рис. 5.5 Ценообразование в условиях олигополии при неравных долях рынка.

Этот вывод сохраняется и тогда, когда предельные издержки повышаются по мере роста объема производства. В этом случае фирма с большей долей продаж предпочи­тает и более высокую цену, поскольку при значительном объеме производства пре­дельные издержки затрудняют дальнейшее расширение производства в большей сте­пени, чем при меньшем объеме производства. В общем плане для фирм с одинаковой функцией предельных издержек существуют три случая:

1. Когда предельные издержки повышаются, фирма с самой маленькой долей рынка предпочитает при прочих равных условиях и самую низкую цену.

2. Когда предельные издержки постоянные, различия в долях рынка не ведут к разли­чиям в ценах — при прочих равных условиях.

5. Когда предельные издержки снижаются с ростом производства, самую низкую цену предпочитает фирма с наибольшей долей рынка; у нее появляется стимул расши­рять производство и получать преимущества от низких цен при большом объеме производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: