Территориальная организация - это размещение хозяйственных объектов по территории, их пространственные сочетания, взаиморасположение и связи между собой и ресурсами территории. Ее элементами выступают экономические районы, промышленные комплексы и узлы, зоны и районы сельского и лесного хозяйства, сети транспорта и расселения. Взаимодействуя между собой, они формируют территориальную организацию хозяйства страны.
В каждой стране формируется своя территориальная организация хозяйства, связанная с историей развития государства, культурно-национальными особенностями, природно -ресурсным своеобразием, географическим положением в мире. Развитая и удачно сформированная территориальная организация способствует экономическому развитию страны, в то время как ее незавершенность, слабость отдельных звеньев, пространственная неравномерность и территориальные разрывы между хозяйственными объектами мешают этому раз- витию. Обнаружение слабых звеньев в территориальной организации хозяйства - одна из задач географического анализа. Так, слабость развития транспорта в северных районах нашей страны, низкая плотность заселения тормозят освоение этих районов. В то же время плотная сеть промышленно-городских.~ центров Центральной России, ее транспортных линий и сельского расселения, напротив, облегчает экономическое развитие этого региона.'
Главной чертой территориальной организации хозяйства России является неравномерность размещения всех элементов как в направлении с запада на восток, между Европейской и Азиатской Россией, так и с юга на север. Так, деление России на Западную (Европейскую) и Восточную (Азиатскую) части определяется не только положением страны на разных материках, но и уровнем освоенности и заселенности территории. Зона Севера, занимающая более 10 млн. км 2, С суровыми природными условиями, где невозможно массовое земледелие, заселена крайне слабо, население проживает редкими очагами, занимаясь преимущественно промыслами и горнодобычей. Здесь и в перспективе сохранится низкий уровень освоения.
Зона основного хозяйственного развития в пределах Европейского региона насыщена крупными промышленными и агропромышленными районами, освоенными территориями, крупными городами и транспортными линиями. По направлению к северу и востоку от этого региона насыщенность снижается, постепенно сужается в Сибири, и особенно - за Байкалом. Весь обширный северо-восток страны имеет лишь редкие небольшие очаги производства, имеющие связи с центрами освоения - Тюменью, Красноярском, Якутском, Хабаровском; Основные транспортные линии соединяют районы запада и востока, севера и юга между собой и с центром страны.
Необходимо отметить, что существуют отличия способа освоения севера России от мировой практики. Север осваивался не только как сырьевой источник, а как органичная часть страны. Здесь формировалось постоянное население, строились города и делалась ставка на долговременное развитие северных территорий, на которых сосредоточена большая часть природно -ресурсного потенциала страны. В мировой же практике принят "вахтовый" метод использования таких территорий, куда люди, сменяясь, приезжают временно, на период разработки дефицитных ресурсов. Остальная территория остается ареной жизни и промыслов коренного населения, для развития которого создаются небольшие административные центры. В России в настоящее время реализуются программы, направленные на решение проблем традиционного хозяйства народов Севера и улучшение условий их жизни, однако основное развитие происходит в главных нефтегазовых и металлургических регионах. Важной особенностью территориальной организации хозяйства России выступает также высокая концентрация производства в сравнительно небольшом числе крупнейших промышленных узлов и центров, являющихся одновременно и крупными городскими агломерациями с населением более 500 тыс. чел. В стране насчитывается, по разным оценкам, 35-40 главных экономических центров, которые сосредоточивают более 80% производственного потенциала страны и вместе с соединяющими их транспортными линиями формируют основу экономического развития страны.
Процесс территориальной концентрации хозяйства является глобальным, он заметно активизировался во всем мире во 2-й половине ХХ столетия. Толчком к формированию и развитию территориальных комплексов самых различных иерархических уровней послужила промышленность. Промышленная зона - наиболее простая форма территориальной концентрации промышленности на самом нижнем иерархическом уровне, локальная группа соседствующих предприятий, нередко располагающихся на одной промышленной площадке. В большинстве случаев между промышленными предприятиями, входящими в состав такой группы, складываются тесные производственные связи. Примером может служить группа, состоящая из нефтеперегонного завода, предприятия оргсинтеза и тепловой электростанции.
Пространственная локализация на относительно ограниченной площади нескольких промышленных зон представляет собой уже более высокий ранг территориальной концентрации - промышленный узел. Иногда промышленным узлом называют группу производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главными его признаками являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных производственных структур территориально- ' производственных комплексов.
Ареалы с высокой территориальной концентрацией промышленных узлов и отдельных предприятий образуют следующий ранг - промышленные районы. Все эти формы довольно сильно различаются по площади своих ареалов и являются мощными градообразующими факторами. Так, на базе промышленных узлов обычно формируются города, а на основе промышленных районов - городские агломерации. Причем для крупных городов (областных центров) характерно сочетание промышленных предприятий, не имеющих между собой технологических связей, называемое промышленным центром. А под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения:
. высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
. максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры. Крупнейшими промышленными агломерациями России являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агломераций, как и концентрация производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.